В течение длительного времени формировалось его высокое реноме, и он давно обрел в мире свое лицо. Казанский фестиваль позволяет оценить мастерство гастролеров и определить новые тенденции в развитии классического балета. Программа ХХХI-го фестиваля включала 9 спектаклей с участием солистов ведущих российских и зарубежных театров.
Упоительные минуты испытали театралы от соприкосновения с волшебным миром прекрасных образов классических балетов «Баядерки», «Дон Кихота», «Лебединого озера», прокофьевского шедевра «Ромео и Джульетты» и бессмертного образца национальной классики «Шурале». Блестящая премьера «Баядерки», посвященная 200-летию гениального балетмейстера Мариуса Петипа, открыла фестивальный марафон. Казанская труппа впервые освоила «Баядерку» более полувека тому назад (1962, балетмейстер — Софья Тулубьева), в нем участвовали уникальные в то время солисты: Нинель Юлтыева, Ревдар Садыков, Галина Калашникова, Салих Хайруллин наряду с замечательным кордебалетом. В разные годы жемчужина классического балета возобновлялась вновь и вновь. В 90-е годы на казанской сцене появилась «Баядерка» М.Петипа в редакции Мариинского театра, прочно вошедшей в репертуар казанской труппы. В 1998 и 2007 гг. балет освежали новые декорации, костюмы. В последней версии художественной постановки В.Яковлева открыты отдельные хореографические купюры, и реализована сценографическая концепция спектакля (художник – А. Злобин, художник по костюмам — А. Ипатьева). Хорошо известно, что «Баядерка» — знаковый балет для Рудольфа Нуриева с его блестящей партией Солора и авторской постановкой в Grand Opera незадолго до его кончины.
Премьерная «Баядерка» затмила все остальные спектакли высококлассной работой балетной труппы, работой репетиторов и технических цехов. Критики назвали «Баядерку» триумфом молодости, красоты и страсти. Индийская сказка обрела черты подлинной трагедии, рассказанной языком танца. Роскошные исполнители ведущих партий: примы Кристина Андреева (Баядерка), Аманда Гомес (Гамзатти), премьеры Олег Ивенко (Солор), Нурлан Каметов (Брамин), первые солисты Коя Окава (Золотой Божок), Мидори Тэрада (танец с кувшином) и отменный по синхронности кордебалет выгодно отличали современную постановку от прежних. Яркая звезда казанского балета Кристина Андреева создала на сцене высочайшую драму жизни и смерти храмовой танцовщицы, ее исполнение было безупречным и соответствовало лучшим классическим канонам в балете. Достойно смотрелся ее партнер Олег Ивенко с характерной «реактивностью» движений, искрометной техникой и красотой линий.
Ореол монументального балета создавали блестяще исполненные классические и характерные танцы – праздник поклонения огню, танцевальные сцены на свадьбе Солора и Гамзатти, потрясающий по красоте и грации белый балет – картина царства теней из финала третьего действия. Художники Андрей Злобин и Анна Ипатьева – давние друзья Татарского театра, продвинувшие искусство сценографии в оперно-балетном жанре на новый уровень. Это их седьмая авторская работа. Глубокие знания древнеиндийской мифологии, религии, философии и индийской культуры в целом помогли мастерам возвести фактурные живописные декорации храмов, дворцов, воссоздать красочный колорит индийской природы, деталей быта и декоративно-прикладного творчества. От костюмов из натуральных тканей богатейшей раскраски, привезенных из Индии, невозможно оторвать глаз, настолько они к лицу молодым артистам. Оперно-балетные постановки казанского театра издавна славятся богатством и зрелищностью художественного оформления, но «Баядерка» — 2018г. оформлена на уровне амбиций имперского театра. И все же, как нередко бывает, воспритяие сценографической концепции было неоднозначным, на мой взгляд, нарушющим меру вкуса и пространство сцены, как бы отодвигающей хореографическое действие на второй план, как это произошло в картине теней.
Выразительная и удивительно пластичная техника танца ощущалась у миниатюрной француженки Матильды Фрустье в партии Никии из балета Сан-Франциско во второй премьерный вечер, это было совершенно иное прочтение образа – по-французски легкая, изысканная, без душевных мук и глубоких сантиментов. Достойную пару ей составил харизматичный Игорь Серко (Солор) из Большого театра России, обладатель международной премии «Dance Оpen» в паре с Е.Крисановой в 2018г. в номинации «Лучший дуэт». Танцовщик с ярким потенциалом очаровал публику высокой техникой танца, аристократическим апломбом и темпераментом молодости. Царственная, статная Анна Тихомирова (Гамзатти, Большой театр) очень органично смотрелась в партии дочери Раджи — главы княжества. Все трое приглашенные солисты украсили премьерный показ индивидуальным отношением к судьбам своих героев индийского эпоса и сумели передать «парад ослепительных сценических эмоций».
На уровне мировых стандартов искусства балета смотрелся спектакль «Ромео и Джульетта». Он произвел сильное впечатление актерским мастерством солистов казанской труппы — вновь Кристины Андреевой (Джульетта), Михаила Тимаева (Ромэо), Олега Ивенко (Меркуцио), Артема Белова (Тибальд), А.Каггеджи (Бенволио). Поставленный в прошлом году спектакль достиг своего совершенства, а ведущий дуэт (К.Андреева – М.Тимаев) дали нам возможность почувствовать шекспировскую историю великой любви. Красивый и зрелищный динамичный балет с исключительной танцевальной харизмой солистов, отточенный во всех деталях, включая кордебалет редкой синхронности и образного единомыслия – смотрелся апофеозом балетного фестиваля.
«Лебединое озеро» украсило приглашение гастролеров ведущих солистов на титульные партии Лауретты Саммерскаль (Баварский балет из Мюнхена) и знакомого казанскому зрителю Иштвана Саймона из Дортмунд-балета). Становление Саммерскаль проходило в труппе Английского Национального балета, где она была возведена в ранг балерины, после чего Лауретта вошла в труппу Национального балета Мюнхена в 2016г., имея в своем активе партии Жизели, Медоры, Джульетты, Одетты и Одиллии, Сванильды и др. В ней ощущается «балеринская порода», отличающаяся сценической статью, точеным абрисом головы, красотой линий, классичностью форм и грацией движений. Солистка проявила дар пластического перевоплощения в антитезе образов Одетта-Одиллия, четко обозначив их развитие. Одним словом, сказочный Лебедь в исполнении Саммерскаль покорил балетоманов благородством и выразительнейшей лебединой пластикой рук и танцевальных движений.
«Дон Кихот» представляла пара Адиарис Алмейда (Китри), Йона Акоста (Базиль) из молодого Национального балета Кубы, которым руководит выдающаяся балерина и хореограф Алисия Алонсо, полная сил и энергии, несмотря на свои 97 лет. Оба танцовщика получили путевку в жизнь под ее руководством. Наработав обширный репертуар, Алмейда постоянно гастролирует в Штатах, оставаясь в родной труппе. А исполнитель Базиля получил известность в Английском Национальном балете в паре с Тамарой Рохо и Алиной Кожокару. Год назад был принят в труппу театра Мюнхена. Национальное природное дарование, актерский темперамент, отличное чувство ритма, непревзойденная пластика танцевальных движений рождают впечатляющий результат импульсивности и искрометности классического танца этой экзотической пары. Сложная миссия досталась музыкальному дирижеру Ренату Салаватову стать музыкальным координатором балетных шедевров нуриевского фестиваля. Все спектакли прошли под руководством опытного первоклассного дирижера, одинаково свободно чувствующим себя в оперном, балетном и симфоническом формате. Он создает все условия для комфортного пребывания танцовщиков на сцене, контролируя метроритмические импульсы в музыке. В оркестре чувствуется тщательная репетиционная проработанность музыкальных партитур, важная роль динамических контрастов, выразительное звучание струнных и деревянно-духовых инструментов, блеск звучной меди и, в целом, слаженное рельефно выстроенное оркестровое звучание. Это создается высоким классом инструменталистов и профессиональной отдачей всех музыкантов оркестра.
XXXI Международный фестиваль классического балета им. Р.Нуриева подарил зрителям головокружительную атмосферу праздника и немало сценических откровений, выраженных в тонком балансе виртуозного мастерства и актерских триумфов.
Маргарита Файзулаева