Вот оно – начало.
Все кто хотел и мог, уже собрались. Я тоже в зале в их числе. За окнами – тридцатиградусный мороз, но мы-то знаем, что каждого из нас согреет теплое дыхание звуков музыки нашей родины.
В исполнении славного Государственного струнного квартета Республики Татарстан зазвучала музыка классиков татарской музыкальной культуры – Салиха Сайдашева, Александра Ключарева, Фарида Яруллина, Мансура Музафарова, Мирсаида Яруллина, Загида Хабибуллина. Это обработки для струнного квартета татарских народных песен «Эллюки», «Баламишкин», неисчерпаемой по смысловой нагрузке, значению и высокой степени самоценности песни Сайдашева «Җырларым» («Песни мои»), «Анданте» из великолепного первого татарского балета Фарида Яруллина «Шурале». На высоте профессионализма и глубокого проникновения звучали инструменты квартета в руках Шамиля Монасыпова, Марата Зарипова, Альберта Асадуллина и Марата Аюпова.
Вдохновенные романсы Мансура Музафарова «Башка берни дә кирәкми» («Больше ничего не нужно») и Мирсаида Яруллина «Казан утлары» («Огни Казани») эмоционально, с поистине итальянским стилем пения великолепно прозвучали в исполнении тенора Айрата Имашева (партия фортепиано – Анна Фунтикова).
Следом за ними слушателям посчастливилось вновь соприкоснуться с прекрасными вокальными творениями Салиха Сайдашева «Хуш, авылым» («Прощай моя деревня»), Анвара Бакирова «Әйткән идең» («Говорила ты») в исполнении баритона Ильнура Байназарова с мягким и бархатным тембром голоса, и не менее интересного концертмейстера Ильдара Нигматуллина (партия фортепиано). Как трогательно было услышать от столь молодых исполнителей настоящий пример задушевного татарского «мон».
Музыка знатока татарского фольклора Шамиля Шарифуллина и сегодня свежа и актуальна. Неудивительно, что его фортепианные пьесы из цикла «Борыңгы моңнар» («Старинные народные напевы»), сыгранные одной из лучших пианисток, исполняющих сегодня музыку татарских композиторов, Екатерины Ковриковой, вызвали необычайный интерес публики: в цикле собраны и популяризированы исламские музыкально-культурные традиции татарского народа – мунаджаты, баиты, страницы из «Мухаммадии».
…. В соседнем ряду расположилась пожилая пара. Но вот заструились звуки романса Шамиля Шарифуллина «Яфрак тешкән инде юлга» («Листья опали») в исполнении Зульфии Зариповой, с которыми оказались связаны воспоминания их нежной юности, – и мужчина тихонько берет свою спутницу за руку. Как тогда – в миг первого осознания своих чувств, когда весь мир принадлежал лишь им двоим… .
А мелодии концерта продолжали уносить слушателей в те дни детства и юности, когда музыка наших композиторов звучала из всех домашних радиоприемников и с экранов татарского телевидения. В этот зимний вечер мы слушали музыку, дарящую радость, гармонию, от которой кружится голова и замирает дыхание.
Еще одно удивление. Ведущая Екатерина Коврикова объявляет о премьере «Романса» для виолончели и фортепиано Олега Любивца. Он посвятил этот романс своей прекрасной женщине – жене и композитору Резеде Ахияровой, которая в этом году, кстати, отметила своё 60-летие. Публика горячо приветствовала юбиляра, творческий вечер которой с большим успехом прошёл накануне, 19 декабря в гостинично-ресторанном комплексе «Татарская усадьба».
Чарующие звуки виолончели, подобные человеческому тембру голоса, и нежные переливы арпеджио у рояля в пьесе «Әкият» («Сказка») для виолончели и фортепиано Хуснуллы Валиуллина прозвучали в исполнении Ларисы Масловой и «хозяйки» вечера Екатерины Ковриковой.
Кульминацией концерта стало яркое, запоминающееся выступление Гульнары Байназаровой, которая исполнила одно из самых популярных в репертуаре вокалистов произведений Салиха Сайдашева – арию Гульюзум из музыкальной драмы «Наемщик». Атмосферу предновогоднего праздничного блеска создал последний номер концерта, который заискрился джазом, принял в объятия блюз и согрелся интонациями «Рапсодии» для фортепиано Рафаэля Белялова (исп. Е.Коврикова).
Один из столпов казанской композиторской школы Ренат Еникеев, присутствовавший на концерте, горячо поздравил его участников и одного из организаторов – заместителя председателя Союза композиторов Республики Татарстан по творческим вопросам Альмиру Касьянову, высоко оценив подбор программы и особо отметив удачное завершение концерта блестящей рапсодией, по выражению Р.Еникеева, как «брызги шампанского!».
Да, на этом концерте ожили чувства давно и совсем еще недавно ушедших композиторов. Их радость, слезы, счастье и печаль. И мы, пришедшие на концерт, прожили их вновь, вместе с теми, кого уже нет среди нас. Мы отдали дань памяти нашим коллегам и получили в дар прекрасный вечер, наполнивший нас ощущением праздника, жизнью и любовью.
Айгуль Софийская
Кандидат искусствоведения
Член Союза композиторов РТ