10 августа — 160 лет Александру Глазунову: о дружбе композитора с Заслуженным коллективом России

#

Его «Торжественная увертюра» стала первым сочинением, посвященным Придворному, оркестру – нынешнему Заслуженному коллективу. С его записи начинается знаменитая «Золотая книга» – альбом автографов великих музыкантов, выступавших в филармонии. В Большом зале – тогда еще зале Дворянского собрания – состоялся его композиторский дебют: в марте 1882 года здесь прозвучала Первая симфония Александра Глазунова. Тогда автору было 16 лет. 10 августа этого года же деятели искусства отмечают 160 лет со дня рождения композитора.

Групповая фотография Беляевского кружка, снятая по случаю 5-летия Русских симфонических концертов

Сам Глазунов выступал в Дворянском собрании как дирижер в концертах Русского музыкального общества с разными оркестровыми коллективами. Сотрудничал он и с Придворным оркестром, который под управлением автора исполнил несколько его сочинений – Кантату к 100-летию Александра Пушкина, музыку к драме «Царь Иудейский» на текст великого князя Константина Константиновича, Коронационную кантату (на коронацию Николая II), Торжественную увертюру, посвященную артистам оркестра.

Подробности их совместных выступлений зафиксированы в рукописной книге Придворного оркестра, где указаны программы, солисты, место и время проведения репетиций и концертов, поводы, по которым они устраивались. Так, 27 февраля 1904 года, в зале Дворянского собрания «По Высочайшему Государя Императора повелению дан первый концерт в пользу состоящего под Августейшим покровительством Ея Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны склада вещей для воинов на Дальнем Востоке», Глазунов дирижировал своей «Коронационной кантатой». В рукописной книге отмечены и любопытные детали: в концерте 21 апреля 1915 года под управлением автора исполнялась «Парафраза на гимны союзных держав для оркестра», она, как отмечено в книге, «по желанию публики была повторена».


Обложка "Коронационной кантаты" А. Глазунова. Издательство Митрофана Беляева, Лейпциг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Обложка "Коронационной кантаты" Александра Глазунова. 
Издательство Митрофана Беляева, Лейпциг

Глазунов продолжит работать с оркестром и после 1917 года, когда коллектив станет Государственным. В его авторском концерте, прошедшем в Капелле 11 декабря 1917 года, скрипичный концерт исполнит Цецилия Ганзен, а в «Вакхической песне», прозвучавшей 17 февраля 1918 года в зале Консерватории под управлением Глазунова, будет солировать Федор Шаляпин.

За пультом Филармонического оркестра Глазунов появляется чаще других музыкантов, за исключением главного дирижера Эмиля Купера. С 1921-го по 1927 год он дает здесь 36 концертов. С Глазуновым выступают Владимир Горовиц и Натан МильштейнАлександр БоровскийАлександр Зейлигер и Эдуард Эрдман, солисты Мариинского театра и недавние выпускники консерватории. Кроме собственных сочинений, под управлением Глазунова звучала русская классика и западная музыка: он дирижировал программами памяти Данте, Стасова, Есиповой, участвовал в концерте, чествовавшем артистов, прослуживших в оркестре более 20 лет.


Александр Глазунов с оркестром Петроградской филармонии (предположительно)
у здания концертного зала Павловского вокзала, 1923 год

Весной 1927 года Малому залу филармонии присвоят имя Бетховена. Это случится после пышных мероприятий в связи со 100-летием со дня смерти немецкого композитора. В Большом зале они откроются 27 марта торжественным заседанием-концертом. Председательствует Глазунов: он произносит «Слово о Бетховене» и дирижирует Третьей симфонией.

Этот концерт, как и весь шестой филармонический сезон, стал последним для Глазунова-дирижера. Теперь в Филармонии он бывает только как автор и слушатель.

Именно в этом сезоне за кулисами Филармонии появляется толстая тетрадь, в которой дирижеры и солисты могут оставлять отзывы о Филармоническом оркестре. Впоследствии она получит название «Золотой книги». Книга начинается с отзыва Глазунова, он написал его в день открытия сезона 6 октября 1926 года, когда дирижировал концертом из сочинений Балакирева, Рахманинова и Римского-Корсакова. На закрытии сезона, где с оркестром выступал Ганс Кнаппертсбуш, Глазунов добавляет в этот же отзыв еще одну дату – 8 мая 1927 года.

6 окт. 1926 г (открытие сезона)
8 мая 1927 г. (закрытие сезона)
Наилучшие воспоминания о моей творческой и артистической деятельности, как в было(е) время, так и в настоящее, тесно связаны с дорогим мне прекрасным оркестром филармонии, о чем свидетельствую с чувством сердечной признательности
Сердечно преданный
А. Глазунов


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Честь сделать первую запись в книге была предоставлена Глазунову не только как большому музыканту и авторитетной фигуре в русской культуре. Ностальгический тон отзыва и его двойная датировка (вторая дата никак не связана напрямую с Глазуновым) подсказывают, что в отзыве есть и другой, личный подтекст взаимоотношений композитора и обитателей Филармонии. Он проясняется дальнейшей биографией Глазунова.

Уже не первый год музыкант добивается заграничной командировки. Это единственный способ уехать в Европу. Глазунов об этом знает лучше других, он лично не раз подписывал ходатайства на отъезд многим петроградским музыкантам. Глазунова не выпускают. Тема отъезда громко не обсуждается, но, надо полагать, ближайшие соратники композитора знают о его планах больше не возвращаться в Россию. И запись в «Золотой книге», словно долгое прощание, – косвенное тому подтверждение.

В 1928 году Глазунова приглашают в Вену в жюри конкурса имени Шуберта. Наконец-то он получает разрешение на выезд.

29 января 1928 года в утреннем абонементном концерте Филармонический оркестр под управлением Александра Гаука исполняет в Большом зале русскую программу из сочинений Ляпунова и Глазунова: звучит его «Карельская легенда» и Третья симфония, посвященная Чайковскому.

Главная тема симфонии становится эпиграфом к новой записи, сделанной в «Золотой книге» во время репетиций. Публикуется впервые:

Вновь посетил зал филармонии, где всегда имел много радости в общении с дивным оркестром Филармонии

28 янв. 1928 г. А. Глазунов


© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

И этот текст, с глаголами прошедшего времени, выглядит символичным жестом прощания, непростого и для самого композитора, и для его остающихся в Петрограде коллег.

По материалам Петербургской филармонии

александр гаукалександр глазуновЗаслуженный коллектив Россиизолотая книга петербургской филармониипетербургская филармониярусское музыкальное обществосанкт-петербургЭмиль Купер

В России

Все новости