Оперные дома России открывают сезон

#

Сегодня стартует оперный сезон в Мариинском театре постановкой шедевра Мусоргского «Хованщина», а уже на следующий день двери распахнет и Большой театр, представив не спектакль, а сразу две программы в филармоническом формате.

«Хованщиной» на Новой сцене Мариинки, как и дневным концертом на Исторической сцене Большого, где прозвучат произведения Чайковского и Прокофьева, будет дирижировать Валерий Гергиев. Вечером же на Новой сцене Большого первый совместный концерт даст оперная молодежь двух театров…

Будто взяв пример с двух главных театров страны, почти все оперные коллективы начинают сезон, не поделившись творческими идеями — вопреки традиции уже весной/летом рассказывать о грядущих премьерах.

Из столичных театров лишь «Новая опера» заранее назвала планы. И, хотя с того момента, как в 2022 году полномочия сложил Валентин Урюпин, театр не имеет главного дирижера, его замыслы выглядят впечатляюще, в полном соответствии с названием театра. Репертуар пополнит лишь один хит «Волшебная флейта» Моцарта. Популярный зингшпиль давно не удостаивался у нас событийной постановки. В Большом оперу ставил Грэм Вик, в «Новой опере» — Ахим Фрайер, но оба спектакля давно исчезли с афиш. Ныне «Флейтой» займется Егор Перегудов, худрук Театра им. Маяковского, за музыкальное руководство будет отвечать Филипп Чижевский. Премьера назначена на лето.

Крещенский фестиваль «Новой оперы» 19 января откроет премьера «Ванессы» американского классика Сэмюэла Барбера. Реминисценции готической литературы, неоромантическая эстетика, атмосфера триллера и символистской драмы сделали «Ванессу» успешной как в Америке, так и в Европе. Ставить «Ванессу» будет Дмитрий Волкострелов в тандеме с дирижером Андреем Лебедевым.

Из региональных театров только Пермская опера представила планы в полном объеме. Первой премьерой 11 октября станет «Пиковая дама», над которой работают дирижер Владимир Ткаченко и режиссер Владиславс Наставшевс. На весну-2025 обещаны обменные гастроли Пермского театра и «Новой оперы». В Перми покажут спектакль «Война и мир. Наташа и Андрей», в Москве — монооперу Пуленка «Человеческий голос» в постановке Дмитрия Волкострелова и Владимира Ткаченко с участием Надежды Павловой. Пермский коллектив приедет в Москву и в октябре. В программе гала-концерт из произведений Вагнера, Малера и Рихарда Штрауса, а также полусценическое исполнение оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», взявшей «Золотую маску».

Столичный «Геликон» сформулировал планы только сейчас, в момент открытия 35-го сезона. Премьер обещано две: оперетту Оффенбаха «Ключ на мостовой» готовят режиссер Ольга Мелкумова и дирижер Артем Давыдов (5 марта).19 декабря будет возобновлен знаменитый спектакль Дмитрия Бертмана «Сказки Гофмана». А главной премьерой сезона 28 июня должна стать постановка Дмитрия Бертмана оперы Бородина «Князь Игорь» в авторской редакции.

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, с тех пор как в 2020 году основная сцена была закрыта на реконструкцию, сроки окончания которой несколько раз переносились, работает в стесненных условиях. Первой премьерой 1 октября станет концертная версия оперы Вальтера Браунфельса «Птицы» по одноименной пьесе Аристофана, музыкальный руководитель Артем Макаров. А 6 ноября на Малой сцене театра дирижер Валерий Платонов и режиссер Мария Фомичёва представят французскую оперу Эдисона Денисова «Четыре девушки» по пьесе Пабло Пикассо.

Хранить в тайне творческие планы на сезон — главная новость нашей оперно-театральной жизни

Осенью театр отправится с визитом в Архангельск, Вологду, Чебоксары, Когалым, Сургут и Ханты-Мансийск в рамках федеральной программы «Большие гастроли». А постановка Георгия Исаакяна «ОНА» будет показана в рамках фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Также на осень запланирована и поездка в Минск: москвичи представят детский спектакль «Повелитель мух» и главный оперный шлягер всех времен и народов — оперу Бизе «Кармен».

Планы музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко еще не объявлены. Известно, что, в отличие от прошедшего «русского сезона», нынешний посвящен итальянским редкостям. Сначала в режиссуре Александра Тителя покажут оперу Джордано «Андре Шенье», а под занавес сезона режиссер Сергей Новиков и дирижер Феликс Коробов поставят «Анну Болейн» Доницетти на главную примадонну театра Хиблу Герзмава.

Кстати, в новом сезоне Сергей Новиков представит еще один спектакль: в марте планируется премьера «Турандот» Пуччини в Красноярске. Но московский театр на Большой Дмитровке обещает не забывать и о русской опере и хочет через сезон осуществить постановку «Орлеанской девы» Чайковского.

Так что, несмотря на «обет секретности», заметно распространяющийся на большинство наших оперных домов, грядущий сезон обещает быть разнообразным и интересным.

 

Автор текста Мария Бабалова

По материалам сайта rg.ru

https://rg.ru/2024/09/05/pochti-sekretnye-premery.html

 

большой театргеликон-операДетский музыкальный театр имени Наталии Сацмариинский театрМузыкальный театр им Станиславского и Немировича-ДанченкоНовая операПермская опера

В России

Все новости