К предстоящему концертному сезону Российский национальный оркестр готовит массу интересных событий. Художественный руководитель и главный дирижер коллектива Александр Рудин, занявший эту должность осенью прошлого года, успешно завершил свой первый концертный сезон и теперь открывает в биографии коллектива новую страницу – 13 сентября после трехлетнего перерыва стартует Большой фестиваль РНО.
О возобновлении знаменитого фестиваля РНО, а также предстоящих концертах очередного филармонического сезона рассказывает директор оркестра – заслуженный артист Николай Лебедев, получивший свое назначение, кстати, тоже год назад.
— В афише Большого фестиваля РНО три концерта с весьма нетривиальными программами, полными раритетов…
— Фестиваль РНО-2024 откроет совершенно беспрецедентное событие – в день 150-летия Арнольда Шёнберга (13 сентября) прозвучит его грандиозная оратория “Песни Гурре”. За 111 лет, прошедших со дня премьеры, это будет лишь пятое исполнение оратории в России.
К предстоящему концертному сезону Российский национальный оркестр готовит массу интересных событий. Художественный руководитель и главный дирижер коллектива Александр Рудин, занявший эту должность осенью прошлого года, успешно завершил свой первый концертный сезон и теперь открывает в биографии коллектива новую страницу – 13 сентября после трехлетнего перерыва стартует Большой фестиваль РНО.
О возобновлении знаменитого фестиваля РНО, а также предстоящих концертах очередного филармонического сезона рассказывает директор оркестра – заслуженный артист Николай Лебедев, получивший свое назначение, кстати, тоже год назад.
— В афише Большого фестиваля РНО три концерта с весьма нетривиальными программами, полными раритетов…
— Фестиваль РНО-2024 откроет совершенно беспрецедентное событие – в день 150-летия Арнольда Шёнберга (13 сентября) прозвучит его грандиозная оратория “Песни Гурре”. За 111 лет, прошедших со дня премьеры, это будет лишь пятое исполнение оратории в России.
На одну сцену выйдет сразу 300 музыкантов – РНО, Госоркестр имени Светланова, Капелла имени А. Юрлова, Русский хор имени Свешникова, Камерный хор Московской консерватории и Хор юношей Хорового училища имени Свешникова. Среди солистов – Екатерина Семенчук, Мария Баракова, Сергей Скороходов. В роли чтеца выступит Дарья Мороз, а за дирижерский пульт встанет Филипп Чижевский.
Двумя другими концертами фестиваля продирижирует его художественный руководитель – Александр Рудин: один из концертов будет посвящен 150-летию со дня рождения прославленного контрабасиста и дирижера Сергея Кусевицкого (солисты – пианист Борис Березовский и контрабасист Григорий Кротенко), другой концерт станет кульминацией фестиваля – редкие произведения Мессиана, Дебюсси и Капле прозвучат в исполнении самого Александра Рудина, Альбины Шагимуратовой и Сати Спиваковой.
Хочу также добавить, что возобновление нашего фестиваля состоялось во многом благодаря генеральному директору Московской филармонии Алексею Шалашову и коллективу МГАФ, оказавшему большую помощь в его организации.
— Вы в оркестре всего год. Какие проекты, на ваш взгляд, стали наиболее востребованными с приходом нового дирижера?
— Приход Александра Израилевича – очень значимое событие в жизни РНО. Он является не только выдающимся музыкантом, но и человеком, которому оркестр доверяет, с которым очень близок в художественных взглядах.
Прошедший сезон, который был сформирован уже под его началом, оказался для РНО очень насыщенным и разнообразным. Всестороннюю поддержку коллективу оказывает Минкультуры России и лично министр Ольга Борисовна Любимова: нам удалось осуществить большое количество гастролей по России: Сириус, Калининград, Великий Новгород, Уфа, Оренбург, Самара, Петрозаводск…
В рамках масштабного проекта “Мой Рахманинов” оркестр посетил Владикавказ, Махачкалу, Грозный. Мы также приняли участие в фестивале в Нижнем Новгороде с программой, посвященной музыке Альфреда Шнитке, чье 90-летие отмечается в этом году, выступили на open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и в Ясной Поляне…
— Чем особенно интересен предстоящий сезон?
— Планов много. Начнем ярко – 1 сентября выступим в Царицыно вместе со звездами оперной сцены – Рамоном Варгасом, Василием Ладюком, Вероникой Джиоевой, Полиной Шамаевой и маэстро Кристианом Кнаппом.
В октябре запланированы большие зарубежные гастроли оркестра, которые начнутся тремя концертами во Вьетнаме, а затем продолжатся двухнедельным туром в Китай. Во время тура в рамках перекрестного года культуры России и Китая пройдет совместный концерт РНО и Симфонического оркестра города Уси.
По возвращении с гастролей нас ждет большое количество выступлений с Александром Рудиным – как с дирижером и солистом. В год 80-летия Победы в Великой отечественной войне примем участие в концертах в Государственном Кремлевском дворце и Сириусе. А еще наш оркестр представит концертные программы на сцене филармонии в Санкт-Петербурге.
— Как вы ощущаете себя на своей нынешней административной работе – ведь вы были солистом-концертмейстером в оркестрах “Русская филармония” и Госкапелла России?
— Еще в 2008 году мне предложили совмещать творческую работу с обязанностями инспектора оркестра. Поначалу мне и самому было не совсем понятно, удастся ли совмещать сразу две столь ответственные ипостаси. Но… постепенно мне стали доверять все больший круг обязанностей, включая организацию концертной и гастрольной работы.
Моя задача как руководителя одного из лучших российских симфонических оркестров – создать возможности для реализации огромного творческого потенциала музыкантов нашего коллектива. Для этого, безусловно, нужна дисциплина, помноженная на внимательное отношение к коллегам. Стараюсь быть в курсе всего происходящего, интересоваться, чем и как живут те, кто работает в РНО, чтобы музыканты знали, что они всегда могут прийти со своими проблемами к руководству и получить поддержку в любых вопросах.
— На концертах РНО публику неизменно поражает великолепная игра музыкантов. А как складывается повседневная жизнь оркестра?
— Будни любого оркестра – это репетиции, а это, в свою очередь, огромный труд – как каждого музыканта в отдельности, так и всего коллектива. Постоянное совершенствование исполнительского уровня является основой любого хорошего оркестра. РНО – коллектив, входящий в мировой топ, здесь работают профессионалы; много артистов, которые преподают в Московской консерватории и других учебных заведениях, дают мастер-классы в России и за рубежом, создают замечательные камерные проекты, среди которых, например, ансамбль “Камерата РНО”…
— Не за горами (через год с небольшим) у оркестра дата – 35-летие РНО. Готовитесь?
— Планируем и новый фестиваль, и гастроли по России, и юбилейные концерты – у нас много интересных замыслов, которыми мы надеемся удивить наших слушателей. У РНО есть собственная репетиционная база – зал “Оркестрион”. Мы активно занимаемся тем, чтобы этот зал в Новых Черемушках стал новой точкой творческого притяжения – в “Оркестрионе” коллектив сможет реализовывать самые разные проекты и даже радовать нашу юную аудиторию детскими программами.
Татьяна Эсаулова, “РГ“
По материалам сайта https://www.classicalmusicnews.ru/interview/nikolai-lebedev-2024/
Источник: https://rg.ru/2024/08/31/direktor-rno-rasskazal-o-planah-orkestra-na-predstoiashchij-sezon.html