«ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК» В ХАНТЫ-МАНСИЙСКЕ

#

В Большом зале Концертно-театрального центра «Югра-Классик» Ханты- Мансийска первого и второго июня 2024 года состоялись премьерные представления сказки Т.Корнеевой (г. Санкт-Петербург) «Иван Царевич и Серый Волк».

Музыку к спектаклю написала лауреат всероссийских и международных конкурсов, композитор, член Союза композиторов России, председатель Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, член Сибирского Международного центра современного музыкального искусства, участник международных симфонических семинаров-форумов Международных творческих мастерских Гильдий молодых музыкантов «МЕЖДУНАРОДМолОт» РМС имени М. К. Огинского (республика Беларусь, 2017-2019, 2023), участник Международных Дальневосточных симфонических семинаров-форумов Международных творческих мастерских Гильдий молодых музыкантов «МЕЖДУНАРОДМолОт» РМС (Якутск, 2020, 2022) О. Дюжина (г. Барнаул).

В творчестве композитора О. Дюжиной чувствуется большой интерес к фольклорно-сказочной тематике. Достаточно вспомнить ее Фантазию для скрипки с оркестром на темы оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», Сюиту для симфонического оркестра «Кощеево царство»: «Возвращение Бабы Яги», «Заколдованное царство», «Проделки Лешего», «Сказание о Кикиморе болотной», Три хора на ст. И. Бунина: «Пугало», «Алёнушка», «Баба Яга», «У чудищ» для смешанного хора на ст. К. Бальмонта.

Композитор работает с известными оркестровыми коллективами России: оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной (Казань), оркестром Царицынской оперы (Волгоград), оркестром Красноярской краевой филармонии, оркестром Томской областной филармонии, оркестром Государственной филармонии Кузбасса, оркестром государственной филармонии Алтайского края, оркестром ударных инструментов MarimbaMix (Санкт-Петербург), ансамблем ударных инструментов «Siberian Percussion» (Красноярск) и оркестрами стран ближнего зарубежья. В Ханты-Мансийске музыку О. Дюжиной к спектаклю «Иван Царевич и Серый Волк» исполнял Концертный духовой оркестр Югры под управлением художественного руководителя и главного дирижера этого оркестра А. Сергеева. Оркестр Югры был создан в 2009 году на базе участников студенческого духового оркестра Ханты-Мансийского филиала Российской академии музыки им. Гнесиных. Позднее коллектив пополнили выпускники консерваторий из разных городов России.

В репертуаре Концертного духового оркестра Югры уже звучали сказки. Например, музыкально-литературная композиция по мотивам одноименного произведения К. Льюиса «Алиса в стране чудес», которая озвучивалась музыкой П. Гласса, Дж. Ибера, Э. Сати, Д. Эльфмана; сказка с оркестром «Маленький принц» по сочинению С. Экзюпери на фоне музыки К. Дебюсси и Л. Делиба; сказка с оркестром по Г. Х. Андерсену «Снежная королева». Все эти сказочные представления являлись литературными композициями под музыку, где она выполняла функции фона и не несла драматургической нагрузки. А в сказочном спектакле «Иван-Царевич и Серый Волк» весь спектакль опирается на современную академическую музыку, которая несет большую драматургическую нагрузку и передает характерную образность сказочных персонажей.

Музыка, звучащая в Сказке, была создана композитором для симфонического оркестра. Для духового оркестра Ханты-Мансийска автор сделал переложения, максимально сохраняя композиционные, фактурные и жанровые особенности первоисточника. О. Дюжина успешно адаптировала звучание ранее написанных симфонических партитур к инструментальному своеобразию духовых инструментов, сумела преодолеть сложнейшие технологические проблемы, которые непременно возникают в процессе переложения. Довольно сложные оркестровые партитуры сказки «Иван- Царевич и Серый Волк» О. Дюжиной включает в себя 18 ударных инструментов, среди которых есть редко встречающиеся в исполнительской практике, но необходимые для точности образных характеристик сказочных героев. Здесь звучат и флексатон, и вибраслэп, и маримба, и челеста, и ксилофон и много других инструментов. В партитуре есть интересные ремарки автора, например, в одном из фрагментов музыки для тубы выписаны следующие указания: «Играть так, как будто поворачивается изба». Несмотря на исполнительскую сложность музыки, оркестр под руководством дирижера А. Сергеева блестяще справился с поставленными художественными задачами. Первоклассный Концертный духовой оркестр Югры находится в прекрасной профессиональной форме. Оркестр постоянно играет академическую, джазовую и даже рок музыку, некоторые музыканты являются Лауреатами Всероссийских и Международных конкурсов, признанными мастерами своего дела. Артисты оркестра не только идеально владеют своими инструментами, но и чувствуют исполнительский коллектив как единое целое. Их отличает творческая дисциплина, и блестящее знание исполняемого материала. Духовой оркестр на премьере сказки «Иван-Царевич и Серый Волк» подарил слушателям яркие впечатления и отличное настроение. Сценическое исполнение Сказки с участием Концертного духового оркестра надолго остается в памяти у жителей Ханты-Мансийска.

Дирижер А. Сергеев, возглавляющий Концертный духовой оркестр, решает со своими музыкантами самые смелые творческие задачи. При подготовке Сказки дирижер с большим пиететом относился к музыке композитора О.Дюжиной, вникал во все детали сочинения, советовался с автором по разным исполнительским тонкостям. В результате, в Сказке убедительно и проникновенно прозвучала замечательная музыка. Браво, маэстро!

В спектакле участвовали: Театр танца «Смола» (художественный руководитель – Р. Голиков, балетмейстер-постановщик – Р. Голикова);

Ансамбль русской песни «Млада» (художественный руководитель – К.Стяжкина); Ансамбль песни и танца (художественный руководитель – К.Стяжкина, главный балетмейстер – М. Панков).

На роль Ивана-Царевича был приглашен российский актер театра и кино – В. Мичман (г. Москва). Режиссеры-постановщики – А. Каширин и А.Немчинова.

Отдельные тексты сказки были написаны музыковедом, членом Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, членом Союза журналистов России – М. Стюхиным.

Сказочные образы всегда притягивали к себе внимание отечественных писателей, поэтов, художников, композиторов. Поэтичность образов русской сказки воплотилась в живописных полотнах В. Васнецова: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Царевна-Лягушка», «Баба Яга». Вызывают восхищение сказочные герои книжных иллюстраций И. Билибина: «Иван-Царевич и Жар- Птица», «Баба Яга», «Кощей Бессмертный». Выдающиеся произведения живописи русских художников – И. Крамского, И. Репина, М. Врубеля убедительно передают характер и внутренний мир героев сказок.

Композиторы М. Глинка, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, М.Мусоргский, А. Лядов, Г. Свиридов, С. Слонимский, Р. Щедрин создавали оперы, музыкальные спектакли, балеты, симфонические и фортепианные произведения, где героями становились Баба Яга, Кощей Бессмертный, Черномор, Щелкунчик, Русалка, Серый Волк, Леший, Кикимора, Жар-Птица, Конек-Горбунок и другие фантастические персонажи.

Для создания фольклорных образов в операх, балетах, симфонических сюитах и картинах композиторы используют яркие ладогармонические краски, редкие музыкальные инструменты, особую оркестровку, создающую сказочную и таинственную атмосферу. Среди образов нечистой силы в музыкальном искусстве наиболее часто встречается Баба Яга. В музыке композиторов это лесная нечисть заставляет в себя поверить и, благодаря талантливому художественному воплощению мастеров, становится видимой, как будто ожившей. У П. Чайковского в фортепианном цикле «Детский альбом» она характеризуется быстрым темпом и «колкими» тритоновыми интонациями, многочисленными акцентами. У М. Мусоргского пьеса «Избушка на курьих ножках» в фортепианном цикле «Картинки с выставки» это чудище находится над землей в своем летательном аппарате – ступе. У современного композитора О. Дюжиной в пьесе «Возвращение Бабы-Яги» из Симфонической сюиты «Кощеево царство» в партитуре звучат необычные ударные инструменты, придающие сказочный колорит музыке – это флексатон и вибраслэп.

Русский поэт К. Бальмонт создал сборник стихов под названием «Жар- Птица», где самое фантастическое создание народной фантазии – Жар-Птица представлена автором как божественная искра, символ творческого горения. И.Стравинский написал балет «Жар-Птица», где особыми, отличными от других действующих лиц средствами был охарактеризован сказочный персонаж. Яркий ослепительный свет, пляшущие языки пламени, трепет огня, исходящие от Жар-Птицы, И. Стравинский передает красками челесты, арфы, ксилофона и тремоло струнных. В балете Р. Щедрина «Конек-горбунок» Царь- Девица появляется на сцене в сопровождении группы Жар-птиц. Звуковой образ сказочных Жар-Птиц чарующе и феерично выражен в тремоло струнных, виртуозных пассажах духовых инструментов, волшебных звуках челесты, ксилофона, вибрафона, колоколов, треугольника, колокольчиков, переливах арф.

Фольклорный образ охранителя леса, сурового Лешего в музыкальном искусстве встречается довольно часто. У А. Даргомыжского в цикле для неполного смешанного хора «Петербургские серенады» есть партитура «В полночь леший…», в опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова наряду с другими сказочными действующими лицами нашлось место и для Лешего. Н.Метнер смог создать образ «хозяина леса» звучанием тембра одного инструмента в фортепианной сказке «Леший». У современного композитора О.Дюжиной в симфонической сюите «Кощеево царство» снова встречаемся с лесным чудищем в пьесе «Проделки Лешего».

Приобщение детей к чудесному миру искусства через фольклорные образы музыкальной сказки – это самый естественный и доступный путь для эстетического развития и художественного воспитания. Всем известны замечательные детские оперы-сказки «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Морозко» М. Красева, «Три толстяка» В. Рубина, «Золотой ключик» И.Морозова, «Сказка про репку» и «Колобок» М. Иорданского, «Муха- цокотуха» Е. Ларионовой. В музыкальной сказке, исполняемой на сцене, фантастические герои говорят, поют, танцуют, а слушатели вновь встречаются со знакомыми персонажами сказок.

Сказка воплощает светлые мечты человека, формирует представление о справедливости, наполняет сердца добрыми чувствами. А если сказка связана с театральной и музыкальной драматургией, то это значительно обогащает и углубляет целостность восприятия произведения искусства. В Музыкальной сказке звучание не должно быть фоном, так как в нем с помощью средств музыкальной выразительности – мелодики, гармонии, метроритмики, формы, тембров голосов и инструментов, оркестровки – многое сказано о действующих лицах, дана их характеристика, но не в словесной, а более абстрактной звуковой форме.

В Ханты-Мансийске в начале лета можно было увидеть сценическое воплощение сказки, которая в духе отечественных традиций композиторов- классиков пронизана профессиональной академической музыкой и является полноценным и ярким произведением искусства. В сказке «Иван-Царевич и Серый Волк» музыка значительно усилила эмоциональное воздействие на слушателей, она способствовала пробуждению чувства сопереживания положительным героям, сформировала особую светлую атмосферу в зрительном зале. Публика по достоинству оценила работу всех участников сказочного представления искренними и благодарными аплодисментами. Хочется пожелать всем участникам представления радости творчества и дальнейших успехов.

Елена Валерьяновна Пляскина

член Союза композиторов РФ

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор

Фото: Ольга Дюжина с Вадимом Мичманом, актёром кино и Театра Наций

Алтайское отделение Союза композиторов РоссииБарнаулвадим мичманольга дюжинарусская музыкарусский композиторСоюз композиторов РоссииХанты-Мансийск

В России

Все новости