Казань — город фестивальный, а фестиваль — это всегда праздник, море эмоций и драйва, и особой концентрации сил и артистических возможностей. Это показ лучших достижений в самых разных областях музыкально-театрального, драматического, эстрадно-джазового творчества, кинематографа и других направлений искусств.
Ежегодный оперный фестиваль имени гениального, непревзойдённого в мире артиста оперной сцены Ф.И. Шаляпина демонстрирует достижения отечественного, а в некоторых случаях и мирового оперного исполнительского искусства, а также стимулирует творческий рост оперной труппы казанского театра.
XLII Международный оперный фестиваль посвящён 150-летию казанской оперы. Нынешний фестиваль был уникальным в своём роде и отмечен редчайшим событием исполнения премьеры глинкинского шедевра «Жизнь за царя», ознаменовавшего полтора века назад начало постоянным оперным сезоном в Казани.
150 лет — довольно внушительная дата! За эти годы Казань превратилась, благодаря замечательным фестивалям имени нашего земляка, в один из оперных центров России, привлекающих для участия в них достойных столичных и зарубежных артистов.
Афишу украсили две премьеры («Жизнь за царя», «Богема» (концертное исполнение)) и спектакли, свежие в постановке 2021, 2022, 2023 гг., а также апробированные временем, к примеру, «Борис Годунов» и «Аида». Большинство спектаклей вызвали восторженное восприятие просвещённой казанской публики, знающей конъюнктуру современного оперного рынка.
Большинство оперных постановок принадлежат известному в России и за рубежом талантливому мастеру Юрию Александрову, воплотившему в жизнь более сотни интересных и захватывающих удивительной фантазией мастера, спектаклей. Сотрудничество с Ю. Александровым, как правило, приносит достойный результат в трактовке музыки и сюжета классических опер, свободных от пафосных клише и штампов.
Состав исполнителей титульных партий был, в целом, замечателен. Это любимые артисты, знакомые меломанам по прошлым фестивальным встречам. Многие из них — солисты лучших театров Москвы и Питера — Большого и Мариинского, «Новой оперы», МАМТ имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, «Геликон-оперы» и Михайлова театра, а также артисты из театров ближнего зарубежья: Казахского национального театра оперы и балета им. Абая и Национального Большого театра Республики Беларусь.
Это созвездие популярных имён украшает современный пласт российской оперной школы и отечественного искусства в целом. Среди них Михаил Казаков (Иван Сусанин, Борис Годунов), Василий Ладюк (Онегин), Владислав Сулимский (Амонасро), Лариса Андреева (Амнерис), Алексей Неклюдов (Ленский), Ахмед Агади (Марио Каварадосси), Алексей Тихомиров (Пимен), Алексей Татаринцев (Рудольф), Иван Гынгазов (Радамес) и многие другие популярные имена.
Приезд такого уровня исполнителей создаёт особую атмосферу спектаклей, культивируя незыблемые ценности классической оперы, очищающей душу и прививающей любовь к истинным ценностям бытия.
В фестивальную афишу вошли девять спектаклей – «Жизнь за царя», «Богема», «Паяцы», «Борис Годунов», «Аида», «Турандот», «Евгений Онегин», «Тоска», «Севильский цирюльник» (два премьерных спектакля — «Жизнь за царя», «Богема» — шли с разными составами).
Грандиозным событием в мире казанской оперы стала новая постановка оперы «Жизнь за царя» в режиссуре Юрия Александрова. Со дня последней премьеры прошло более полувека и, удивительно, как вовремя она появилась в XXI веке, в напряжённое сложное время для России, в период военных действий по защите своей независимости и нравственных идеалов.
На встрече с журналистами режиссёр высказал интересные мысли: «Это опера о том, что сегодня волнует огромное количество людей в мире, и Россия находится в центре этих событий. В настоящее время тема подвига, самопожертвования очень важна. Этот спектакль о красоте человека, который способен на великий подвиг. Героями не рождаются, но если у человека есть внутренний стержень, он способен на героический поступок. Для человека подвиг — это нормальное явление, это наша история. Сегодня тема подвига, самопожертвования очень важна, и это демонстрируют наши ребята на Спецоперации».
А вот как сам режиссёр характеризует спектакль: «Великая музыка! Глинка для меня — это Пушкин в литературе и поэзии, это тот базис, на котором рождалась великая русская музыка! С одной стороны, спектакль очень прост, лаконичен, но он говорит о высоком и нравственном. Мы с Вячеславом Окуневым искали выражение величественного начала в спектакле и много внимания уделяли архитектуре».
Режиссёру удалось компактно расположить 4 действия с эпилогом, (которые длятся более трёх с половиной часов) в 2 акта с прологом и эпилогом, соединив важные сюжетные линии из либретто Е. Розена и С. Городецкого в авторской редакции. В результате оперное действие развивается стремительно, на динамике, в технике нон-стоп, по аналогии с кинематографом. По признанию постановщика, все изменения были сделаны с огромным уважением к музыке Михаила Ивановича Глинки, «чьё творчество стало базой для дальнейшего невероятного взлёта русской культуры».
В итоге, оперное действие о событиях 1612 года из героического прошлого русского народа развивалось стремительно на фоне потрясающих кульминаций, увлекая за собой современных слушателей XXI столетия. В таком плане предстала «Жизнь за царя» на первом премьерном дне под управлением дирижёра народного артиста России Валерия Гергиева, который нашёл верный динамичный темпо-ритм драматического спектакля. Во второй премьерный показ зрители наблюдали иной подход дирижёра Андрея Аниханова, усилившего эпическую основу оперного повествования.
Слушатели по-разному восприняли интерпретацию дирижёров. Мне лично импонировал подход Валерия Гергиева, приблизившего оперное повествование в стремительной логике развития драматургии кинематографа.
На сцене развёртывалось грандиозное зрелище первой русской национальной оперы героико-драматического направления с яркими чертами будущей народной музыкальной драмы. Он мастерски симфонизировал важные сцены и внёс в оперное действие экспрессию.
В этом зрелище участвовали солисты Большого, Мариинского театров, ТАГТОБ им. Мусы Джалиля в первом представлении. Это Михаил Казаков (Иван Сусанин), Гульнора Гатина (Антонида), Кирилл Белов (Собинин), Екатерина Сергеева (Ваня), а также Светлана Москоленко (Антонида, Михайловский театр), Нурлан Бекмухамбетов (Собинин, из «Новой оперы») во втором показе.
Михаилу Казакову удалось достойно воплотить реально исторический образ Ивана Сусанина, почитаемого в народе. Перевоплощение артиста в партии Сусанина впечатлило зрителей и подтвердило высокий класс вокального и драматического мастерства М. Казакова. Яркое впечатление оставила в первый вечер и прима казанский оперы Гульнора Гатина, легко преодолевающая стилистику и образное очарование исконно русской мелодики. Органичный дуэт ей составил и Кирилл Белов, убедительно передавший героизм образа русского воина.
Второй показ был менее ярок в подборе солистов на главные партии (кроме образа Ивана Сусанина и Вани). Он произвёл менее яркое впечатление в связи с несовпадением, на мой взгляд, характерного высокого тенора со смысловой окраской и с идейным посылом образа отважного русского воина — Собинина.
Светлана Москаленко подчеркнула лиро-эпический колорит образа Антониды, её внутреннюю собранность и мужественные черты. Впечатляющая премьера оперы «Жизнь за царя» Глинки, несомненно, станет со временем фундаментальной основой репертуара казанского театра, наряду с «Борисом Годуновым» Мусоргского. Как мы помним, партия Ивана Сусанина была одной из любимых и знаменательных для Фёдора Ивановича Шаляпина, с неё началась оперная карьера будущего великого артиста в Мариинском и Большом театрах России, а финальная драматическая ария Ивана Сусанина («Чуют правду») до сих пор считается лучшим исполнением трагического оперного шедевра.
Все спектакли фестиваля благополучно состоялись, кроме «Турандот» Пуччини по причине технического сбоя: неожиданно в театре отказала система водоснабжения, которую довольно быстро привели в порядок…
Второй премьерой стала «Богема», которая прошла в формате концертного исполнения двумя разными составами солистов — Большого театра и Татарского оперного.
Спектакль был посвящён 110-летию со дня рождения выдающегося певца, педагога и главного режиссёра казанского театра Нияза Курамшевича Даутова. «Богема» была последним спектаклем, поставленным Н. Даутовым в Казани в 1984 году, вскоре после которого он скончался накануне гастрольной поездки театра в Москву.
В первый день «Богему» представили солисты Большого театра, а во второй — хозяева сцены ТАГТОиБ имени М. Джалиля.
Примечательный факт, «Богема» прозвучала в оркестровом сопровождении гостей, музыкантов оркестра Большого театра под управлением Антона Гришанина, зам. главного дирижёра по камерной сцене. В «Богеме» была достигнута главная задача отразить мелодраму веристского направления и воплотить сцены из жизни богемы — молодых поэтов, художников и музыкантов Парижа начала ХIX века. Убедительно была воссоздана сама духовная атмосфера жизни молодых представителей французской богемы. Партия главного персонажа – Рудольфа — была исполнена мастерски и окутана аурой любви, поэзии и вдохновения. (В роли Рудольфа Алексей Татаринцев, Большой театр России, «Новая Опера», Москва).
Его друзья — художник Марсель (Андрей Потатурин), музыкант Шонар (Юрий Сыров), философ Коллен (Родион Паульс, все солисты Большого театра), были с ним на одной волне артистического драйва в ансамблевых сценах.
А женские роли всё же не дотягивали до кульминации и были менее выразительны.
Казалось бы, певица с индивидуальной харизмой и ярким голосом Анна Шаповалова, по каким-то причинам, не смогла полностью раскрыть выразительный образ и судьбу Мими, бедной девушки из простонародья. Солистка использовала весьма ограниченный диапазон актёрских возможностей и была неинтересна в драматическом плане.
А Мюзетта (Полина Шабунина), напротив, нарочито переигрывала в передаче эмоций капризной своенравной девицы, применяя приём актёрского наигрыша эмоциями и выглядела на сцене фальшиво и преувеличенно.
Особо впечатлила меломанов премьера «Богемы» во второй вечер, со слов театралов и журналистов. Много восторженных слов высказывалось солистам титульных партий: Мими — Примадонне казанской труппы Гульноре Гатиной и исполнителю Рудольфа — Рагаа Эльдину Морси — тенору египетского происхождения. Кстати, этот дуэт хорошо знаком казанским любителям оперы в связи с выступлением этой пары в «Богеме» на фестивале имени Ф.И. Шаляпина в 2020 году в Казани. Дуэт ярких солистов и на сей раз очаровал публику. Особо выделялась роль дирижёра Антона Гришанина с его необыкновенно чутким отношением к певцам.
Идейно-художественным центром фестиваля в день рождения гениального артиста Фёдора Ивановича Шаляпина воспринимается шедевр оперного искусства народная драма «Борис Годунов». Несмотря на почтенный возраст постановки 2005 года (в редакции Михаила Панджавидзе) бережно сохраняется, хотя настаёт явная необходимость освежить сценические декорации художника Виктора Немкова по эскизам Фёдора Федоровского. На будущий год исполнится двадцатилетие со дня премьеры этой постановки, весьма солидный срок для оперного спектакля!
За эти годы сложился замечательный тандем дирижёров оркестра, солистов, артистов хора, позволяющие год от года совершенствовать музыкальную составляющую русской классической оперы.
На протяжении уже длительного времени партия царя Бориса доверена выпускнику Казанской консерватории солисту Большого и Татарского оперного театра Михаилу Казакову, мастерство которого поражает новыми красками в пении сложнейшей партии и углубление психологизма в отражении трагического ореола роли царя Бориса Годунова в русском оперном искусстве.
Более полутора века прошло со дня появления грандиозного сочинения Верди («Аида»), а интерес к ней с каждым годом возрастает, она давно вошла в топ-лист излюбленных оперных драм в мире. И кастинг, в основном, соответствовал этому. Сильный мужской состав солистов в этом году: Радамес — Иван Гынгазов («Геликон-опера»), Амонасро — Владислав Сулимский (Мариинский театр), Рамфис — Михаил Казаков. Женские партии представили: Светлана Касьян (Россия, Италия) — Аида, Лариса Андреева (МАМТ) — Амнерис и Венера Протасова (ТАГТОБ) — Жрица.
Голоса Михаила Казакова, Владислава Сулимского и Ивана Гынгазова уникальны по своим природным вокальным данным, и каждое появление артистов доставляло эстетическое наслаждение слушателям.
На «Аиду» была приглашена Дама Святого Сильвестра Светлана Касьян, обозначенная как певица мирового масштаба, но потрясение от встречи с любимой музыкой Верди не произошло, не тронуло её исполнение, лично меня, редкой по красоте и трагизму партии Аиды. А Лариса Андреева великолепно справилась со своей ролью и раскрыла, полную противоречий, судьбу Амнерис.
Профессионально и уверенно провёл спектакль известный дирижёр, хорошо знакомый казанским слушателям по его плодотворной деятельности в театре в 80-е годы Илмар Лапиньш.
В «Онегине» мужской состав солистов выгодно выделялся из общего ранга исполнителей. Титульные партии исполнили Василий Ладюк (Онегин), Алексей Неклюдов (Ленский), «Новая опера», Москва, Михаил Казаков (Гремин). Каждый из них проявил тонкое чутьё и актёрское дарование в раскрытии хрестоматийных образов. Особое очарование в передаче образа Ленского демонстрировал талантливый певец Алексей Неклюдов.
«Тоска» Пуччини — свежая постановка 2022 года, постановка, осуществлённая дуэтом единомышленников Юрием Александровым и художником — Вячеславом Окуневым. Интерпретация классическая в лучших традициях мировой оперной эстетики. Сложнейшие партии исполнили Светлана Касьян (Тоска), Ахмед Агади (Каварадосси), Мариинский театр и Станислав Трифонов (Скарпиа), Национальный Большой театр Республики Беларусь.
Об Ахмеде Агади и Станиславе Трифонове зрители хорошо осведомлены по прошлым фестивалям и полюбили их за красоту голоса и точное приближение к авторскому видению главных драматических образов трагедийной оперы.
А Светлана Касьян и в «Тоске» не произвела заметного эффекта, была несколько индифферентна и не достигла богатейшей гаммы драматических чувств знаменитой певицы Флории Тоски.
В стиле феерии эффектно, с блеском завершил череду фестивальных постановок искромётный «Севильский цирюльник». Удивительной оказалась атмосфера «Севильского», завораживавшего буффонадой водевиля, свободой стиля, пародией и комикованием артистов. Эту весёлую буффонаду воссоздали замечательные солисты: Эмиль Сакавов (Фигаро), Казахский Национальный театр оперы и балета им. Абая, Антонина Весенина (Разина), Мариинский театр, Ярослав Абаимов (граф), Альмавива, «Новая Опера», Дмитрий Скориков (доктор Бартоло), «Геликон-опера» и Михаил Казаков (Дон Базилио). Все артисты были на одной волне, проявляя чудеса комического дарования, и сами получали огромное удовольствие от музыки и комических положений бессмертного хита популярного Россини. Трудно выделить кого-либо одного — это был каскад коллективного комического действия с огромной отдачей каждого талантливого артиста.
Любители классической музыки и оперного пения на протяжении фестиваля имели возможность знакомства с такими яркими творческими проектами, как камерные концерты шедевров вокальной лирики Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. А также с популярными романсами русских композиторов 19-20 вв.
Просвещённую казанскую публику привлёк цикл лекций о становлении казанской оперы, о деятельности прогрессивного оперного режиссёра Н.К. Даутова в Татарском оперном театре им. Мусы Джалиля.
В целом, XLII Международный оперный фестиваль вызвал огромный интерес представителей разных слоёв общества и разных возрастных поколений, с каждым годом мы видим всё больше молодёжи на фестивальных спектаклях. Это отрадное явление, способствующее повышению интереса молодёжи к подлинным культурным ценностям русского и зарубежного уникального искусства.
«Жизнь за царя»
«Богема»
«Аида»
«Борис Годунов»
«Евгений Онегин»
«Тоска»
«Севильский цирюльник»
Фотоматериалы представлены пресс-службой ТАГТОиБ им. Мусы Джалиля.
Засл. деятель искусств РФ и РТ
Маргарита Файзулаева