Рашид Калимуллин: «Давайте будем патриотами в искусстве»

III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура» продолжает приём заявок. К участию приглашают молодых авторов до 35 лет. Член жюри, председатель Правления Союза композиторов России Рашид Калимуллин считает, что композитору, окончившему консерваторию, во взрослой жизни приходится не просто:

«Надо самоутвердиться. Чтобы на тебя обратили внимание, чтобы тебе что-то могли заказать, чтобы ты мог зарабатывать на жизнь творчеством. Конкурс „Партитура“ способствует популяризации молодого композитора».

Иногда даже состоявшиеся композиторы могут оказаться за бортом музыкально-исполнительского процесса:

«Многие наши коллективы, театры мало обращают внимание на то, какая у нас база композиторская. Редко российские оркестры играют музыку ныне здравствующих композиторов. А зря. Мы ведь не то, что ничем не уступаем, мы гораздо лучше многих композиторов из разных стран. Я не только радуюсь, но и горжусь, что у нас такая российская, русская школа».

Рашид Фагимович вспоминает показательный случай:

«Однажды в Люксембурге на музыкальном фестивале был такой случай. Должны были исполнять композиторов разных стран. На открытие приехал Симфонический оркестр BBC, и целое отделение они играли произведения современных английских композиторов. Это противоречило правилам фестиваля, но, как оказалось, было обязательным условием для оркестра — 50% национальной музыки, поскольку коллектив финансируется государством.

Российские оркестры тоже не находятся на самообеспечении, но почему-то не играют свое современное национальное. В Союзе композиторов России мы часто поднимаем этот вопрос, но один Союз не в состоянии его решить. Здесь нужна совместная работа. В том числе Администрация Президента должна об этом задуматься. Давайте будем патриотами в искусстве».

Рассуждая о конкурсе «Партитура», Калимуллин отмечает и свой личный интерес к состязанию:

«Я с конкурсом „Партитура“ с самого начала. Я смотрю, как мыслят наши молодые композиторы, и вижу, как меняются принципы мышления в оркестровке. Сейчас оркеструют не так, как 20-30 лет назад. Большое воздействие оказывает киномузыка. Это не плохо. В кино оркестр идет от изобразительности, и здесь появляется новый тип оркестровки. Как создать воздух? Как сделать динамику? Как изобразить битву без использования сплошного tutti? Я считаю, мы движемся вперед. Когда слушаешь современные оркестровки вживую, ощущаешь дыхание музыки. А не в лоб всё дается, как это раньше делалось. Тонкое ощущение звуковой палитры способствует возникновению новых красок в музыке».

По мнению Рашида Фагимовича, на конкурсе «Партитура» нельзя ограничиваться финальным исполнением сочинений-победителей: «Должен быть прокат по стране. Эти сочинения должны исполниться несколькими оркестрами. Это было бы здорово».

Подать заявку на конкурс «Партитура» можно до 1 мая на официальном сайте.

Беседовала Наталия Сергеева

Источник: Радио классической музыки «Орфей»

партитура конкурсРашид Калимуллин

В России

Все новости