На днях в Сочи завершился Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета, на закрытии которого прозвучали три мировые премьеры современных композиторов – Олега Крохалева, Дениса Хорова и Кузьмы Бодрова. Их исполнил Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Алексея Рубина. Как показал концерт, современная академическая музыка многими слушателями воспринималась с большим трудом. Извечная проблема понимания и принятия этой музыки, несмотря на ее активную популяризацию сегодня, не исчезла, а остается довольно острой актуальной темой, о которой хотелось бы высказаться.
Во время исполнения пьесы Fonden Linen Олега Крохалева – тихой сонорной партитуры – я наблюдала за сидящими в зале. Некоторые из них выглядели разочарованными, обманутыми в ожиданиях и даже раздраженными: купленный в холле буклет фестиваля, увы, не помог обрести понимания. Устав от непонятных, шелестящих звуков, многие начинали откровенно скучать и моментально погружаться в недра своего айфона. А когда звучание, по их мнению, становилось совсем невыносимым, они начинали откровенно возмущаться в голос, обмениваться мнениями друг с другом. «Бред», «набор звуков», «это не музыка» – то и дело слышалось из уст этих «великих» критиков. Разумеется, на концерте присутствовали знатоки новейшей музыки – музыковеды, музыкальные критики, прибывшие на фестиваль. Но те, кто не относился к таковым, омрачали не только атмосферу в зале, но и общее понимание современной музыки.
Зачем же слушатель ходит на концерты, которые ему непонятны? На этот вопрос есть множество ответов. В случае с фестивалем Башмета, это, прежде всего, признательность маэстро за возможность познакомиться с самой разной музыкой, его личность, притягивающая публику (особенно в регионах). Во-вторых, это перспектива провести вечер в роскошном зале, услышать прежде всего любимых артистов и шедевры классической музыки, заявленные в программе, ну и заодно, возможно, «зайдет», некий композитор Крохалев. В-третьих, считая себя великим знатоком всех музыкальных течений, такой слушатель надевает на себя маску профессионального критика и позже в социальных сетях псевдофилософскими изречениями старается оправдать свое неподобающее поведение в зале.
Мне часто приходилось слышать такие реплики: «А что это за композитор?», «Что сегодня нам сыграют?» или «Посижу-послушаю – домой идти не хочется». После таких заявлений не стоит удивляться массовому недоумению «публики», которая не делает ни малейшей попытки понять цель своего визита. К сожалению, такое неосознанное поведение мешает профессиональному, воспитанному слушателю погрузиться в атмосферу концерта. И вместо того, чтобы улавливать тончайшие звуковые модификации и наблюдать за особенностями исполнения, ему приходится морщиться от постоянного разговора в голос и негодовать, слыша телефонные звонки во время выступления (на таком фоне аплодисменты во время частей выглядят довольно безобидно!..). Конечно, и исполнителям не привыкать к подобного рода невежествам, но все же…
Казалось бы, современная академическая музыка давно присутствует в сознании слушателя, поскольку исполняется на крупных концертных площадках страны в одной программе с известными сочинениями Моцарта, Чайковского и Глинки. Усилиями энтузиастов осуществляются отечественные и мировые премьеры: тот же Юрий Башмет неоднократно дает заказы молодым композиторам сочинить новые партитуры для его проектов; огромную работу в поддержке авторов проводит Союз композиторов России, запустивший проект «Ноты и квоты». Благодаря онлайн-трансляциям и широкому доступу видео на YouTube каждый из нас может познакомиться с интересными произведениями нынешних авторов, что открывает путь к восприятию современной музыки. Однако многие факторы, под влиянием которых на концертах происходит всеобщее непонимание, тормозят этот процесс.
Слух, привыкший к мелодии, не способен без предварительной подготовки принять ее отсутствие. И возникает абсурдное мнение, что авангард – это набор звуков и шумов, а композиторы, сочиняющие подобные произведения, – люди без таланта и души. Закоренелость и узость подобного мышления усиливает нежелание расстаться с консервативными взглядами на музыку. Многим проще снова и снова слушать произведения Баха или Моцарта, чем погружаться в дзен-буддизм Кейджа или в партитуры Пендерецкого. Безусловно, барокко, классицизм, романтизм актуальны и в наши дни, без них музыка не достигла бы своего совершенства. Но отвергать новейшую музыку означает показать свою некомпетентность. Разумеется, нельзя заставить себя полюбить ее, но проявить заинтересованность все же необходимо.
Как же научиться широкой публике понимать современную музыку? Безусловно, восприятие напрямую зависит от множества факторов: памяти, музыкальной эрудиции, умения анализировать… Прежде всего стоит приучить свой слух положительно реагировать на новое звучание, постепенно увеличивая его сложность – разумнее сначала слушать симфонии Айвза, который только открывает дверцу в мир авангарда, чем сразу изучать электронную музыку. Ориентируясь на учебные пособия и другие текстовые источники, можно познакомиться со всеми стилями музыки последнего столетия (профессионалам хорошо бы с партитурой в руках), выстроив их хронологически. Невозможно отделить течения современной музыки от мирового искусства, поэтому желательно было бы знать, что происходило и в других видах искусства. Все это вполне осуществимо, если есть цель и есть желание, ибо в основе познавания и восприятия, прежде всего, должен лежать интерес. И тогда, приучив себя к новому, мы сможем посещать концерты и фестивали современной музыки и получать от нее удовольствие, а на концертах, возможно, исчезнут раздражительные комментарии и недоуменные вопросы.
Размышляла Антонина Глебова
Фото Дмитрия Коробейникова