Свой пятнадцатилетний юбилей отмечает в 2024 году организация «МолОт» – молодежное отделение Союза композиторов, которое объединяет молодых, талантливых, смелых музыкантов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Организация была создана специально для молодых композиторов, студентов первых курсов и выпускников композиторских факультетов, которые бы могли реализовать свое творчество. Еще в 2009 году, когда только открылось первое отделение в Санкт-Петербурге, никто не мог и представить, что уже через несколько лет организация «МолОт» объединит музыкантов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, а количество отделений вырастет до 52! С сентября 2016 года МолОт вошел в состав Российского музыкального союза, где была создана Международная ассоциация молодых композиторов, исполнителей и музыковедов РФ и стран СНГ (МАМКИМ) «МеждународМолОт» (MolOt International Group).
Появление «МолОта» обязано его основателю и идейному вдохновителю, известному российскому композитору, виолончелисту, дирижеру, лауреату международных конкурсов, председателю и художественному руководителю Международных творческих мастерских Гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» РМС – Ярославу Сергеевичу Судзиловскому.
Моя встреча с «МолОтом» и знакомство с Ярославом Судзиловским произошли в сентябре 2017 года в Беларуси, когда я впервые поехала на семинар-форум Международных творческих мастерских Гильдий молодых музыкантов «МЕЖДУНАРОДМолОт» РМС имени М. К. Огинского в качестве семинариста. Прошло уже семь лет с тех пор, как я принимаю участие не только в выездных мероприятиях «МолОта» (республика Беларусь, 2017-2019, 2023; Якутск, 2020), но и в семинарах, проводимых в онлайн-формате с разными городами России и зарубежья.
В моей творческой биографии, а также в становлении и развитии Алтайского регионального отделения Союза композиторов России(председателем которого являюсь с 2020 года)«МолОт» сыграл одну из главных, пожалуй, ключевых ролей. Сегодня уже с трудом представляю:как бы развивалось мое творчество, если бы не вступление в молодежную организацию в 2017 году…
На тот момент я попала в профессиональный симфонический «цех», некое композиторское сообщество, которое объединило композиторов и музыкантов разных поколений: семинаристов и наставников (мастеров форумов). «Цех» – это совершенно уникальный рабочий процесс и творческая лаборатория для композитора: написание партитур в ходе симфонического семинара, работа с оркестром и дирижером, концертное исполнение нового сочинения симфоническим оркестром. Особенно важны в этом процессе репетиции, я бы даже сделала на этом акцент: композитор пишет партитуру и тут же «выносит» ее в оркестр, слышит реальное звучание, прислушивается к рекомендациям и комментариям дирижера, делает корректировки, дорабатывает и вновь приносит на репетицию! Для композитора обретение подобного опыта работы с оркестром является исключительным и симфонические лаборатории «МолОта» дают такую прекрасную возможность: писать для оркестра, слышать и слушать музыку не только свою, но и коллег по «цеху». К тому же, на семинарах-форумах молодой композитор получает независимую оценку со стороны мастеров, учится относиться строго и критично к своим сочинениям.
Так, благодаря пяти поездкам на симфонические семинары-форумы молодых композиторов в Беларусь, Якутск, в моем творческом портфеле появились сочинения для симфонического оркестра: «Маленькая сюита для большого оркестра», «Возвращение Бабы-Яги», «Проделки Лешего». На сегодняшний день эти партитуры исполняются крупными российскими оркестрами: оркестром Центра современной музыки Софии Губайдулиной (Казань), оркестром Красноярской краевой филармонии, оркестром Томской областной филармонии, оркестром Государственной филармонии Кузбасса, оркестром Алтайской краевой филармонии, оркестром ударных инструментов MarimbaMix (Санкт-Петербург), ансамблем ударных инструментов «Siberian Percussion» (Красноярск), концертным оркестром Югры и оркестрами стран ближнего зарубежья.
За все годы участий в симфонических семинарах я познакомилась с прекрасными композиторами и музыкантами с большим именем, которые работали с нами: Марком Пекарским (Россия), Леонидом Любовским (Россия), Ольгой Бочихиной (Россия),Николаем Михеевым (Россия), Дмитрием Лыбиным(Республика Беларусь), Алексеем Пилатовым(Республика Беларусь), Йиржи Бездеком (Чешская республика), Георгом Хайду (Германия), Снежаной Пысларь (Республика Молдова), Арамом Сатяном(Армения), Алтынгэрэлом Хишигдогтохыпом(Монголия). Теперь, как председатель Алтайской композиторской организации, приглашаю многих из них принять участие в наших фестивалях.
Так, в 2021 году на фестивале «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае» в концерте камерно-инструментальной музыки прозвучало сочинение Йиржи Бездека – Соната для фортепиано N4 «Питер, Лаура и дьявол», 1 часть в исполнении лауреата международных конкурсов Сергея Чайкина (г. Красноярск).
В 2022 году, во II международном фестивале «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае» в концерте камерной музыки прозвучали сочинения Алтынгэрэла Хишигдогтохыпа (Монголия) – Ария Мижиддоржийна Ханддоржа из оперы «Чин ванХанддорж»; Снежаны Пысларь (Республика Молдова) – «De—or trece anii» на ст. М. Эминеску; Дмитрия Лыбина (Республика Беларусь) – цикл «Три сатиры на ст. К. Пруткова»; Павла Рукавицына (Воронеж) – «Последняя песня» из цикла «Пять набросков из поэзии Уильяма Блейка «Печальные песни» в исполнении потрясающего баритона из Красноярска, солиста Красноярского театра оперы и балета – Александра Михалева. В концерте хоровой музыки прозвучало сочинение Снежаны Пысларь«Antem» (The Divine Image) на ст. Уильяма Блейка в исполнении Барнаульского академического хора им. А. Б. Тарнецкого.
В октябре 2023 года, в международном фестивале камерной музыки «Покровские премьеры» (г. Барнаул) также прозвучало сочинение Снежаны Пысларь – «Элегия» для кларнета и фортепиано в исполнении Вадима Григоренко (кларнет) и Елены Астаповой (фортепиано).
Очень значимо то, что Алтайское региональное отделение Союза композиторов России активно сотрудничает с «МолОтом», планирует включать в концертные программы музыку композиторов молодежного отделения, а также сочинения Ярослава Судзиловского.
Поделюсь некоторыми воспоминаниями. Семинары в Беларуси всегда отличаются теплотой и радушным приемом. Все участники форумов очень благодарны симфоническому оркестру Молодеченского музыкального колледжа им. М. К. Огинского, дирижеру Григорию Семеновичу Сорокоза его огромный труд в работе с новыми партитурами и терпение. В апреле 2023 года я участвовала в VIIIМеждународном симфоническом форуме им. М. К.Огинского уже в качестве гостя – председателя Алтайского регионального отделения Союза композиторов России. В симфоническом концерте, где прозвучало мое сочинение «Проделки Лешего», самой посчастливилось исполнить одну из партий в оркестре на ударных инструментах, за что сердечно благодарна за представленную возможность Григорию Семеновичу Сороко. Это был мой первый опыт непосредственного участия в оркестре во время исполнения своего сочинения!
Оставил яркое впечатление также якутский симфонический семинар 2020 года, который запомнился многонациональностью участников и мастеров из стран ближнего и дальнего зарубежья: Колумбии, Ирана, Польши, Норвегии, Германии, Молдовы, Беларуси, Монголии, России (от Якутска до Санкт-Петербурга). Помнятся наши занятия с мастерами через переводчиков, когда все участники форума показывали свои новые сочинения каждому из приехавших мастеров, получали замечания и рекомендации. Мы, семинаристы, всегда слушали своих товарищей «по цеху», когда с ними работали наставники, учились не только на своих ошибках, но и ошибках коллег. Вспоминаются наши «работы над ошибками» в партитурах, оформление оркестровых партий, дописывание новых оркестровых эпизодов буквально перед репетицией… Благодаря очень дружественной обстановке на форумах молодые композиторы всегда помогали друг другу. Групповое прослушивание редких и уникальных партитур, их дальнейшее обсуждение, многочасовые дискуссии всегда длились до глубокой ночи. Помимо написания симфонических партитур, репетиций, встреч с дирижером, работы с наставником участники форумов посещали авторские лекции ведущих композиторов и музыкантов.
Каждый семинар-форум по традиции завершался выездными экскурсиями, которые оставили в памяти прекрасные воспоминания. В Беларуси запомнились Мирский и Несвижский замки, Озеро Нарочь, музей-усадьба М. К. Огинского, в Якутске – музей мамонта им. Лазарева.
Лично я воспринимаю организацию «МолОт» как большую композиторскую семью в постсоветском пространстве, которую удалось построить Ярославу Сергеевичу. За годы творческого общения мы подружились, продолжаем поддерживать связи и обмениваться композиторским опытом, а многие «молотовцы» стали за эти годы востребованными композиторами.
Небольшая ремарка. В марте 2023 года, когда я была приглашена в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского с лекцией и творческой встречей со студентами и преподавателями Московской консерватории в рамках проекта «Цифровая консерватория», меня пришли поддержать коллеги по «цеху», ныне студенты или выпускники Московской консерватории. Конечно, это очень приятно.
В этот юбилейный год хотелось пожелать от всего сердца «МолОту» и его создателю Ярославу Судзиловскому больших творческих успехов, интересных и значимых проектов, исполнения новой музыки!
Ольга Дюжина
член Союза композиторов России
председатель Алтайского регионального отделения Союза композиторов России