10 февраля 2024 года в Большом концертном зале имени С. Сайдашева состоялся второй концерт IX Фестиваля татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас». Его программа была посвящена премьерным исполнениям Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан произведений современных татарских авторов — Ильяса Камала, Ильгама Байтиряка, Эльмиры Галимовой, Миляуши Хайруллиной и Рашида Калимуллина. За дирижёрским пультом стоял заслуженный артист Татарстана Василий Валитов.
Концерт открылся «Кыпчакской увертюрой» Ильяса Камала — композитора, члена Союза композиторов России. «Кыпчакская увертюра» изначально была написана для струнного оркестра в 2016 году, а в 2024 году специально для фестиваля «Мирас» было выполнено её авторское переложение для симфонического оркестра. Сочинение Ильяса Камала — прекрасная, насыщенная яркими красками партитура талантливого молодого автора. Особое внимание привлекает средний раздел увертюры — это и величественный пейзаж, изображающий красоты поволжских степей, и одновременно размышления композитора о судьбе своей малой родины.
В продолжение вечера вниманию слушателей была предложена симфоническая поэма «Ай, былбылым» («Ай, соловей») композитора, члена Союза композиторов России Ильгама Байтиряка. При прослушивании произведения сразу же бросается в глаза несоответствие его характера печальной и в то же время тонкой лирике используемой здесь одноимённой татарской песни. Музыка Ильгама Байтиряка обладает совершенно иным настроением — вместо задумчивой меланхолии чаще всего присутствуют неороматический пафос и драматизм, а в ряде моментов народно-песенный материал в исполнении медных духовых инструментов приобретает напряжённость и трагическую экспрессию. В этом плане к фольклорному первоисточнику более всего приближена лишь побочная тема — задушевная мелодия широкого дыхания у струнных и деревянных духовых.
Завершили первое отделение концерта три фрагмента из оперы «Кул Шариф» Эльмиры Галимовой — композитора, кандидата искусствоведения. В этой опере, по словам автора, заглавный герой оперы — имам Кул Шариф — представлен как «духовный наставник, служащий верой и правдой своему народу». Музыкальная характеристика персонажа чётко прорисована как в первом номере мини-сюиты (ариозо «Наша жизнь»), так и в третьем (ария «Я клянусь»). Лауреату международных конкурсов Иркену Мустафину удалось вжиться в роль Кул Шарифа и с большой искренностью передать его эмоциональное состояние, донести смысл его высказываний до аудитории. Существенный контраст этим двум героико-эпическим монолога составила изысканная, проникновенная лирика второго фрагмента оперы — дуэта матери Сюмбель и Юлбарыс-бека «Участь Зулейхи». Певица Сюмбель Киямова (сопрано) и певец, заслуженный артист Татарстана Айрат Ганиев (тенор), выступившие, соответственно, в партиях матери Сюмбель и Юлбарыс-бека, также сумели создать убедительный сценический образ и тем самым внести свой весомый вклад в успех молодого автора. Заметим, что в рамках IX Фестиваля «Мирас» опера Эльмиры Галимовой «Кул Шариф» была впервые представлена публике в виде мини-сюиты из трёх фрагментов. Надеемся, что в скором времени мы сможем услышать в концертном исполнении всю оперу целиком.
Во втором отделении концерта прозвучали симфоническая зарисовка Миляуши Хайруллиной «Каллиграф» и Симфония №8 «Семь сыновей вьюги» Рашида Калимуллина.
Миляуша Хайруллина — композитор, член Союза композиторов России. В своей симфонической зарисовке «Каллиграф» автор обращается к древней традиции переписывания Священного Корана — искусству каллиграфии. Среди несомненных достоинств данной партитуры — не только кропотливая работа с интонацией, но и умелое использование тембров, искусно выполненная оркестровка, а яркая образность этой пьесы усиливается сквозным драматургическим развитием.
Рашид Калимуллин — известный российский композитор. Премьера его Восьмой симфонии стала долгожданный событием, которое с огромным интересом и теплотой было встречено татарстанской публикой. Симфония «Семь сыновей вьюги», по отзывам авторитетных музыковедов, написана рукой подлинного мастера. Это впечатляющее, масштабное героико-эпическое произведение, написанное по мотивам ингушского фольклора, великолепно выстроено по форме и обладает харизматичным, запоминающимся тематизмом. По завершении концерта исполнительский коллектив и дирижёр прошедшего вечера Василий Валитов были удостоены бурных и продолжительных оваций. Затем маэстро Рашид Калимуллин поприветствовал других композиторов — участников мероприятия, которые вслед за ним также вышли на сцену. Слушатели, по достоинству оценившие этот красивый жест, встали со своих кресел и зааплодировали ещё громче и активнее. Бесспорно, это мероприятие было поистине незабываемым и не оставило кого-либо равнодушным. Желаем композиторам и исполнителям дальнейших творческих достижений и ждём новых премьер!
Олег Пашкин