11 февраля в Пермском театре оперы и балета дирижер Федор Леднёв проведет в концертное исполнение оперы «Золотой петушок», приуроченное к 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова. Выступление также готовят Валерий Гордеев (Царь Додон), Надежда Павлова (Шемаханская царица), Антон Бочкарев (Звездочет) и другие артисты.
«Золотой петушок» стал последней, пятнадцатой по счету оперой, так и не прозвучавшей при жизни Римского-Корсакова. Именно в ней композитор предстает художником-модернистом, вставая вровень с наиболее смелыми реформаторами музыкальной сцены рубежа веков — от французских импрессионистов и Рихарда Штрауса до Игоря Стравинского и Александра Скрябина (во время сочинения второго акта оперы Римский-Корсаков присутствовал в Париже на авторском исполнении «Поэмы экстаза»).
«С одной стороны, “Золотой петушок” — плоть от плоти своего времени: эта опера говорит нам очень многое о начале ХХ века — причем как культурном, так и социополитическом контексте эпохи. Но одновременно она ни на йоту не утратила своей художественной актуальности, — рассуждает Федор Леднёв. — Это действительно опера-загадка: взяв прошлым летом после долгого перерыва в руки партитуру, я услышал очень много разных музык — настолько разных, что мне даже стало казаться, что Римский-Корсаков цитирует в “Золотом петушке” произведения своих предшественников и современников. Но довольно скоро стало понятно, что никаких прямых цитат в прощальной опере Римского-Корсакова нет — зато она буквально пронизана стилевыми и жанровыми аллюзиями, точная атрибуция которых намеренно затруднена самим композитором. Римский-Корсаков то и дело путает следы, подталкивая исполнителей к тому, чтобы они вновь и вновь предлагали собственные трактовки калейдоскопического узора “Золотого петушка”».
В 2022 году Федор Леднёв выпустил в Пермском театре оперы и балета постановку «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока—Валерия Воронова, принесшую театру девять номинаций на Национальную театральную премию «Золотая Маска». В мае 2024 года Федор Леднёв продолжит сотрудничество с Пермской оперой, выступив дирижером-постановщиком оперы Игоря Стравинского «Похождения повесы».
Источник: журнал «Музыкальная жизнь»