Владимир Качесов – известный российский композитор, автор балетов и
мюзиклов, заведующий музыкальной частью театра «Кремлёвский балет». На его музыку были поставлены такие спектакли, как «Распутин», «Легенда Старой горы», «Буратино». Им были написаны мюзиклы «Садко и Морская царевна», «Три богатыря», «Три медведя», «Три мушкетёра»,
«Тарзан», «Конёк-Горбунок», комическая опера «Пьер и Аннет». В его авторском арсенале симфонические и камерные произведения. Одно из его известных сочинений – цикл Каприччио для фортепиано с оркестром на национальные темы народов мира, в том числе и России.
21 сентября на сцене Государственного Кремлёвского Дворцасостоялась премьера балета Владимира Качесова «Клеопатра»: режиссер раскрывает царицу Древнего Египта не только как женщину-обольстительницу, но и как мудрого политика.
Композитор Владимир Качесов (ВК) поделился историей создания
балета «Клеопатра» и впечатлениями со своим коллегой,
народным артистом
Российской Федерации, композитором, председателем Правления Союза
композиторов России – Рашидом Калимуллиным (РК).
РК Начнём с идеи! Чья была идея создать балет «Клеопатра»?
ВК Идея создания, как и либретто, и хореографии, принадлежат основателю и художественному руководителю театра «Кремлёвский балет» Андрею Борисовичу Петрову. Он, к сожалению, не дожил до премьеры. Перенос на сцену осуществляли педагоги-репетиторы Валерий Рыжов и Александра Тимофеева. Мне очень понравилось, как они справились с этой задачей!
РК В театре много значат декорации и костюмы. Тем более тут такая эпоха! Две страны – Древний Египет и Древний Рим!
ВК Безусловно, костюмы получились очень красивые и стилистически выверенные, благодаря эскизам Ольги Полянской. Всем особенно понравилось воплощение одеяний египетских богов – как инопланетяне! Декорации, которые просто поражают, создал Григорий Белов, главный художник Кремлёвского Дворца.
РК Да, ведь мы забыли сказать, что балет «Клеопатра» поставлен на сцене Кремлёвского Дворца.
ВК Именно! На главной сцене страны при большом стечении публики.
РК Да, я был на этом спектакле, был аншлаг. Публика очень горячо приняла постановку этого балета. Прекрасная музыка, замечательные костюмы и шикарная хореография не оставили никого равнодушными. Я поздравляю
вас с этим успехом, но вернемся к началу. Как создавался спектакль? Почему именно Клеопатра была взята за основу балета?
ВК Андрей Борисович Петров давно мечтал поставить балет на эту тему, но не мог найти композитора. А я работаю в коллективе театра «Кремлёвский балет» заведующим музыкальной частью и занимаюсь текущими проблемами театра, хотя в других театрах у меня идут и балеты, и мюзиклы. Максимум, что я делал творчески для Кремлёвского Дворца – оркестровал и дорабатывал чужую музыку для балетных постановок. Так в моей оркестровке ставятся балеты «Фигаро» (музыка В.А. Моцарта и Дж.Россини), «Волшебная флейта» (музыка В.А. Моцарта). А «Эсмеральда» и «Продавец игрушек» кроме моей оркестровки включают и мои музыкальные номера. Поручить мне написание нового балета Андрей Борисович решил после нашей совместной работы для Нижегородского оперного театра – он поставил там балет «Безымянная звезда» на мою музыку, и, видимо, решил рискнуть, и поручил мне написать балет «Клеопатра».
РК Значит что-то его зацепило в твоей музыке для балета «Безымянная звезда».
ВК По-видимому. Мы работали над «Клеопатрой» с невероятной скоростью!Буквально говоря, музыка сочинялась за день до постановки. Хорошо, что можно было тут же на синтезаторе делать демозапись. Завтра ставится номер
– сегодня он сочиняется! А однажды пришлось сочинить и записать номер за два часа до репетиции – неожиданно пришла идея и надо было быстро отреагировать. На написание двухактного балета ушло всего лишь два с половиной месяца.
РК Но качество музыки, по-моему, от этого не пострадало! Колорит и симфонизм в этом балете присутствуют.
ВК Так бывает, что на меня навивает вдохновение и всё получается само собой. Это волшебное чувство.
РК В музыке очень ясно слышен восточный колорит. Были ли использованы какие-либо этнические инструменты, народные мелодии?
ВК Все инструменты довольно стандартные, восточный колорит возникает от их взаимодействия друг с другом. А народные мелодии Египта испытали огромное влияние арабской музыки, так что стилизовать их было довольно
просто. Передо мной стояла другая задача – надо было найти свой подход к восточной теме, а это сделать, после таких композиторов, как Арам Хачатурян, Фикрет Амиров, Кара Караев, не у всех получается. Надеюсь, у меня получилось! Но это могут оценить только слушатели.
РК Желаем Владимиру Качесову и «Кремлёвскому балету» больших творческих успехов и неутомимого вдохновения!