Премьерный показ спектакля «Клеопатра» Владимира Качесова в постановке основателя театра «Кремлевский балет» народного артиста РФ Андрея Петрова (1945-2023) прошел в Большом зале Государственного Кремлевского дворца.
«Клеопатра» — последняя постановка Андрея Петрова, которую он успел подготовить к премьерному показу.
«Сегодняшний вечер, сегодняшний спектакль, сегодняшняя работа посвящены ему [Андрею Петрову]. Думаю, что он был бы как минимум рад тому, что его спектакль звучит на этой сцене», — сказала журналистам перед показом главный балетмейстер театра заслуженная артистка РФ Александра Тимофеева, которая выступила ассистентом Петрова при работе над спектаклем вместе с заслуженным артистом РФ Валерием Рыжовым. Тимофеева отметила, что часто понимала хореографа с полуслова, вспомнить хореографический текст не составляло труда, но когда начали «собирать» балет, было ощущение, что «нет родителя этого спектакля».
Действие балета поочередно разворачивается то в Александрии, то в Риме. Перед зрителями предстают картины сражений, парадные шествия, пиры, мистические эпизоды обращения Клеопатры к богам. Спектакль идет в сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей».
Художник-сценограф заслуженный деятель искусств РФ Григорий Белов рассказал, что трепетно относился к предложениям Петрова, когда показывал ему свои варианты для постановки. «Я относился трепетно к его движениям, потому что формула режиссера рождается в процессе», — сказал Белов. По словам автора музыки к спектаклю Владимира Качесова, работа кипела, музыка сочинялась в очень быстром темпе, однажды Петров попросил написать музыку к одному из номеров буквально за два часа до репетиции. Он назвал безусловным счастьем работу с хореографом.
Разрушение клише
Как отмечают создатели постановки, Клеопатра была не только обольстительной женщиной, но и незаурядной правительницей, заботившейся о процветания страны. И хореограф-постановщик обращает внимание в первую очередь на этот аспект ее личности.
Петров так говорил о главной героине: «Обычно Клеопатру представляют этакой женщиной-вамп, но на самом деле все не так просто. Она была видным государственным деятелем, мудрым политиком, при котором Египет на протяжении 20 лет оставался независимым государством. И романы с Цезарем и Марком Антонием — а это были совершенно разные отношения — помогали Клеопатре укреплять позиции своей страны». Слова Петрова привели в пресс-службе театра.
В партии Клеопатры на сцену выходит прима-балерина театра «Кремлевский балет» Олеся Росланова. Главные мужские партии в спектакле исполняют премьеры театра «Кремлевский балет» Михаил Евгенов (Гай Юлий Цезарь) и Даниил Росланов (Марк Антоний). Олеся Росланова отметила, что Петров стремился отойти от клише о Клеопатре. «Мы видим, как она развивается как человек, как женщина», — сказала она о своей героине. Росланов признался, что с детства интересовался древними цивилизациями и был рад, когда узнал, что будет поставлен спектакль «Клеопатра». Своего персонажа он назвал неоднозначным. Спектакль, по словам Росланова, останется для артистов как наследие Андрея Петрова.
Источник: ТАСС