Восстанавливаются редкие нотные издания

Телерадиоцентр «Орфей» и ПАО «Юнипро» продолжают восстанавливать редкие нотные издания. Совместный проект «Возрождаем наследие русских композиторов» позволяет сохранить забытые музыкальные шедевры, спасти ценные книги и нотные материалы. В 2023 году сотрудники нотного архива Телерадиоцентра «Орфей» отобрали для реставрации экземпляры нот старейших издательств России, основанных в середине 19 века — Юргенсона, Беляева, Гутхейля и Бесселя.
Недавно были отреставрированы шесть раритетных изданий: оперы «Иоланта» Чайковского, «Золотой Петушок» Римского-Корсакова и «Попугай» Рубинштейна, произведения Глазунова — Торжественный марш и Балетная сюита, а также Фортепианное трио Пабста. Каждый экземпляр — высокий образец художественного оформления, иллюстрирования и полиграфического исполнения. Все они были изданы при жизни композиторов, содержат автографы, добавления, записи и пометы выдающихся деятелей культуры.

Чайковский. «Иоланта»

В 1867 году Пётр Юргенсон основывает первую в России нотопечатню, которая со временем достигла высокой техники. Доказательством качества работ могут служить частые заказы из-за границы: Англии, Германии, Франции.
Юргенсон был первым и единственным издателем сочинений Чайковского. Их сотрудничество продолжалось всю жизнь, с момента их знакомства, и было обоюдным — Юргенсон популяризировал сочинения Чайковского за рубежом, а Чайковский в свою очередь печатался только у Юргенсона.
Интересным экземпляром из отобранных нот, является партитура последней оперы Чайковского — «Иоланта», изданная Юргенсоном в 1892 году, в год премьеры оперы в Мариинском театре. Либретто написано братом композитора Модестом Петровичем Чайковским на основе одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене».
В 19 веке партитуры, оркестровые голоса и клавиры часто печатали до премьеры: это была своего рода реклама предстоящего события. Большинство опер и балетов Чайковского у Юргенсона выходили в свет раньше или почти в одно время с премьерой в театре.
Возможно, впоследствии, именно по данному экземпляру, в 1940 году, была исполнена опера «Иоланта» при участии солистов Всесоюзного радио и Большого симфонического оркестра под управлением Николая Голованова на открытии Концертного зала имени Чайковского в Москве. Концерт был посвящён 100-летию со дня рождения композитора и транслировался на Всесоюзном радио.

Римский-Корсаков. «Золотой петушок»

В нотном архиве сохранилась уникальное издание Юргенсона партитуры последней оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» 1907 года (слова Бельского по Пушкину). Мировая премьера произведения прошла только в 1909 году в Москве.
Данный экземпляр оформлен богатым переплётом с позолоченной, дарственной надписью главному дирижёру и директору Белорусского театра оперы и балета Илье Александровичу Гитгарцу. Возможно, его руке принадлежит текст на белорусском языке, вписанный прямо в партитуру оперы. Постановка была осуществлена в 1931 силами Белорусской государственной студии оперы и балета - дирижёр Илья Гитгарц, режиссёр Владимир Тезавровский.

Глазунов. Торжественный марш и Балетная сюита

Среди ценных сочинений — два прижизненных издания произведений Александра Глазунова — «Торжественный марш в честь открытия всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 году для большого оркестра съ хоромъ (ad lib)», соч. 40 и Балетная сюита для большого оркестра, ор. 52. Издательство «М. П. Беляев в Лейпциге». Экземпляры этого издательства также являются ценнейшими в фондах не только архива Российского государственного музыкального телерадиоцентра, но и всероссийских.
Митрофан Беляев основывает своё издательство в 1885 году с целью популяризировать творчество русских композиторов. Нототорговая база была в Петербурге, а гравировка и печать осуществлялись в Лейпцигской нотопечатне Редера. Митрофан Петрович Беляев был большим поклонником творчества Александра Глазунова и издал едва ли не все сочинения композитора.
Экземпляр «Торжественного марша» уникален тем, что имеет автограф Глазунова, датированный 1893 годом: «Дорогому другу (…неразборчиво) на память от любящего его автора 27 апреля 1893 г.». К сожалению, часть текста не видна. Этот марш был написан Глазуновым по заказу из Америки для Всемирной выставки 1893 года проходившая в Чикаго. Выставка была посвящена 400-летию открытия Америки и получила официальное название в честь Христофора Колумба. Дирижировал на выставке оркестром и хором Войтех Иванович Главач, который специально приехал тогда из России для этого события. Концерт имел настолько колоссальный успех, что был организован повторно с участием русских музыкантов.
Балетная сюита для большого оркестра Александра Глазунова 1895 года, также является прижизненным изданием и содержит дарственную надпись Василию Сафонову, русскому дирижёру, пианисту, педагогу и общественному деятелю — «В. И. Сафонову от издателя М. П. Беляева». Нужно отметить, что это не единственный экземпляр в фонде нотного архива РГМЦ с подписью и штампом Сафонова. Это одна из частей раритетных экземпляров, которые пришли в фонд из частных, дореволюционных собраний.
Многие издания дореволюционной России отличаются богатым оформлением. Как в данном экземпляре. Обложки и титульные листы являлись как бы занавесом и декорациями к произведениям, ярко и красочно иллюстрировались и представляли собой отдельную самостоятельную страницу книжной графики.

Пабст. Фортепианное трио

Фортепианное трио памяти Антона Рубинштейна Ля мажор Пауля Пабста, изданное Александром Гутхейлем — редкий и ценный экземпляр, с автографом автора и дарственной надписью Герману Августовичу Ларошу от автора, 1896 года. На титульном листе посвящение (на немецком языке): «Моему глубокоуважаемому и любимому другу Герману Августовичу Ларошу в качестве дружеского жеста. Пауль Пабст. Москва, 16.02.1896».
Посвящение памяти Рубинштейна (ушедшему в 1894 году) не случайно, так как он считал Пабста лучшим исполнителем своей музыки, а сам Пабст, как и большинство его современников, боготворил Рубинштейна. Пабст выступал в фортепианных ансамблях с Танеевым и Рахманиновым, Чайковский доверял ему редактирование своих фортепианных сочинений, был первым исполнителем многих сочинений своих современников.

Рубинштейн. «Попугай»

Опера «Попугай» Антона Рубинштейна — это раритетный экземпляры из частной дореволюционной коллекции дирижёра Евгения Плотникова. На титульном листе в правом верхнем углу стоит штамп — «Из библиотеки Евгения Евгеньевича Плотникова». Именно ему могут принадлежать дирижёрские пометы в партитуре.
Василий Васильевич Бессель, который является издателем данного экземпляра, познакомился с Антоном Рубинштейном ещё в 1858 году. Обучался в консерватории, а в августе 1869 года вместе с младшим братом Иваном открыл на Невском проспекте магазин музыкальной литературы «В. Бессель и Ко», а в 1871 году и свою нотопечатню. Первым издательским проектом Бесселя был выпуск сочинений Антона Рубинштейна, прежде печатавшихся только в Германии.
Источник: Радио классической музыки «Орфей»
#орфейрадиостанциястаринные нотные издания

В России

Все новости