Связь времен в действии

Идея связи поколений близка и дорога многим, но что поможет
воплотить ее в жизнь? Наверное, деятельное неравнодушие, благодаря
которому удаются самые смелые начинания. Это качество в полной мере
присуще каждому из участников уже известного читателям проекта
«МЕЦЕНАТЫ. Связь времен». Сегодня мы беседуем о настоящем и
будущем постановки с ее автором и режиссером — музыкальным
руководителем в МХТ имени А. П. Чехова Лидией Борисовной Соколовой.

— Шестого мая спектакль «МЕЦЕНАТЫ. Связь времен» прошел в
Воткинске – городе рождения и детства Петра Ильича Чайковского.
Ощущается ли там связь времен и поколений?
В это путешествие мы собирались, понимая, что постановка требует новой
редакции и новых смысловых акцентов: ведь она должна был состояться
накануне дня рождения великого земляка воткинцев -Петра Ильича
Чайковского. Поэтому текст хроник пришлось несколько сократить и
«растворить» в бесконечно светлой детской музыке Петра Ильича, который
до конца своих дней оставался «стеклянным» мальчиком, как называла его
гувернантка-француженка Фанни Дюрбах. Что касается самого Воткинска,
то его жители бережно хранят микрокосмос детства Чайковского – мир, где
принято сострадать ближним и свято чтить семейные традиции. Приехав
туда, мы сразу почувствовали себя частью этой особой семьи, открытой всем
неравнодушным к памяти гения. Что это, если не связь времен в действии?

— Пожалуйста, расскажите немного о своих впечатлениях от
посещения государственного мемориально-архитектурного комплекса
«Музей-усадьба П. И. Чайковского» в Воткинске. Что запомнилось
больше всего и хотелось бы Вам вернуться снова?
Я хочу не просто однажды вернуться в эти края, а открыть людям дорогу в
мир детства Петра Ильича.
Собственно, желание снова побывать в Воткинске родилось прямо в
самолете, на обратном пути в Москву, причем абсолютно в конкретной
форме, о чем мы поговорим немного позже. Когда я летела, вся земля под
крылом самолета ощущалась как колыбель Чайковского. Все встречи,
открытия и впечатления сложились в единую ясную картину вокруг образа
колыбели гения. Мне хочется поделиться со всеми чувством щемящей
гордости за родную землю, подарившую миру чудо музыки Чайковского.
Признаюсь, что немного завидую Австрии: ведь каждому известно, что
Зальцбург – родина Моцарта, но почти никто, даже в нашей стране, не знает,
что Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске. Возможно, это связано с
тем, что русскому человеку более свойственны смирение и долготерпение,
чем гордость, о чем говорят и тексты «16 песен для детей». А ведь
достаточно не спеша пройтись по комнатам и территории музея-усадьбы,
чтобы почувствовать благодарную память о гении в каждом уголке и
экспонате.

— Да, путешествие в мир гения – всегда праздник и
открытие…Интересно, какая аудитория пришла на спектакль шестого
мая? Предполагаю, что это были зрители самых разных возрастов и
поколений.
Нас предупреждали, что публика будет очень разнообразной. Дети,
подростки, родители, педагоги, просто любители музыки Чайковского,
сотрудники музея, представители администрации города, края и даже
священник из Благовещенского собора, в котором крестили Петра Ильича. Я
сидела на последнем ряду и отметила, что в зале ощущалось редкое
единодушное внимание – это было видно по реакции и движениям зрителей.
В тот вечер я начала ощущать себя в четырехмерном пространстве проекта:
по вертикали от прошлого к будущему, а по горизонтали – на широких
просторах России.

— Какие отзывы о постановке запомнились Вам больше всего? Может
быть, впечатления профессиональных музыковедов или гостей из других
городов?
«БРАВИССИМО!!! Щемящее светлое чувство… И абсолютное чувство
присутствия бесконечно родных людей… Благодарю всей душой», — так
отозвалась на спектакль одна из сотрудниц музея-усадьбы. А нам, в свою
очередь, хотелось бы обратиться со словами благодарности к Галине
Аркадьевне Юковой — режиссеру Народного театра ДК «Юбилейный»;
Ларисе Рудольфовне Смирновой – директору Воткинской детской школы
искусств № 1 им. П. И. Чайковского; Татьяне Николаевне Негановой —
директору музея-усадьбы П. И. Чайковского; Юлии Юрьевне Конаревой –
заместителю директора музея-усадьбы по основной деятельности; Татьяне
Викторовне Коноваловой — Начальнику управления культуры, спорта и
молодежной политики Администрации города Воткинска и, конечно,
Министру культуры Удмуртской Республики Владимиру Михайловичу
Соловьеву. Каждый из них обратился к нам после спектакля с горячим
сочувствием и теплыми словами поддержки, что дарит надежду на развитие
проекта.

— А как откликнулась на спектакль юная аудитория – школьники и
студенты?
Вспоминается отзыв зрительницы: «…чувства сопричастности к действам и
словам участников спектакля были у всего зала. Особенно радостно было за
молодежь, как им повезло в начале жизненного пути встретиться с
выдающимися людьми нашего времени, тех, кто задумал и воплотил на
сцене лучшие чувства ВЫДАЮЩИХСЯ сынов и дочерей России. И как
актуален спектакль в настоящее, трудное для России, время!!».
Действительно, юные гости музея следили за постановкой с не меньшим
вниманием, чем взрослые. На следующий день мы вновь встретились с
некоторыми из них на празднике у памятника Петру Ильичу и гала-концерте
II Всероссийского конкурса пианистов «Колыбель гения», организованном
Воткинской детской школой искусств №1 им. П. И. Чайковского при
поддержке Министерства культуры Удмуртской Республики и
Международного благотворительного фонда имени Надежды Филаретовны
фон Мекк. Талантливые дети Ижевска и Воткинска стали еще одним
открытием тех незабываемых дней на удмуртской земле.

— Постановку уже посчастливилось увидеть московской и воткинской
публике. Есть ли планы представить ее в других городах и регионах
России?
Мы планируем и надеемся расширить границы проекта от одного спектакля,
идеи просветительского меценатства, которая была так дорога Николаю
Карловичу фон Мекк, к организации детского оперного фестиваля на родине
Петра Ильича Чайковского. К этой инициативе присоединилась недавно
созданная Международная ассоциация образовательных учреждений имени
П. И. Чайковского. Надеюсь, что все планы воплотятся в жизнь: ведь опера –
один из самых популярных в мире жанров искусства, волшебный союз
музыки и театра. Прекрасным материалом для оригинального оперного
спектакля могут стать «16 песен для детей старшего возраста» (соч. 54)
Чайковского, наполненные светом христианской любви, милосердия и
сострадания к ближним.

— Рассматривают ли участники проекта другие форматы постановки,
например, спектакль с участием профессиональных актеров,
полнометражный кинофильм или даже телесериал?

Наши музыкальные хроники объединили очень самобытных людей, каждый
из которых пришел в проект не случайно, и будто был создан для своей роли.
Как автору и режиссеру спектакля мне все меньше хочется привлекать
профессиональных актеров, что неизбежно поставит вопрос: где и как это
выгоднее продавать? Скорее всего, именно этот вопрос и прервет ту связь
времен, которую нам удалось создать для зрителей и самих себя.
Единственное, что можно, и, пожалуй, нужно сделать – снять
профессиональный документальный фильм об участниках проекта, которые
отдают ему не только талант, но и душу. Мне вспоминается фильм о
гувернантке Чайковского Фанни Дюрбах, созданный по инициативе
сотрудников музея-усадьбы с большой любовью и уважением к этой дорогой
композитору личности. Думаю, что его можно взять за образец для нашей
документальной картины и рассказать об уникальности исполнителя каждой
роли в постановке «МЕЦЕНАТЫ. Связь времен».

— Музыкальные хроники «МЕЦЕНАТЫ. Связь времен» — замечательный
пример разговора об истории с помощью слов и музыки. Планируете ли
Вы продолжить эту беседу со зрителем в рамках других подобных
проектов?
Наш проект давно живет собственной жизнью, привлекая людей,
обстоятельства, счастливые совпадения… В третьей версии произошло
новое слияние слова и музыки благодаря всемирно известному «Детскому
альбому» Петра Ильича Чайковского. Зрители услышали новые смыслы в
музыке, а мы — в словах, с которыми обращались к ним. Вечная сила
искусства помогла нам стать семьей за один вечер, и уже ради этого стоит
продолжать выходить на сцену. Хочется верить, что ранее упомянутый
оперный фестиваль откроет для нас и музея-усадьбы П. И. Чайковского в
Воткинске новые горизонты.

— Лидия Борисовна, большое спасибо Вам за сегодняшнюю встречу.
Благодаря музыкальным хроникам «МЕЦЕНАТЫ. Связь времен» хрупкая
нить между поколениями уже стала гораздо прочнее, и я желаю всем
участникам проекта еще больших успехов на этом пути.

Беседовала Ирина Чепайкина.

ВоткинскДенис фон Меккмеценатыродина чайковскогочайковский петр ильич

В России

Все новости