ПРЕДЧУВСТВИЕ МУЗЫКИ (НИЛ СОРСКИЙ)

Доктор философских наук, профессор кафедры музыкального воспитания и образования

РГПУ им. А.И. Герцена, Александр Сергеевич Клюев

Аннотация

В статье рассматривается деятельность преподобного Нила Сорского. Отмечается, что эта деятельность, в целом, была связана с утверждением русскости, понимаемой как стремление к переплавлению душевного в духовное. Особое внимание уделяется содержанию произведения Нила Сорского «Устав о скитской жизни». Подчёркивается значимость молитвы и вызываемых ею слёз для претворения душевного в духовное, по учению Нила Сорского. В этой связи акцентируется отводимая преподобным роль пения в православном храме. Предполагается, что усмотрение Нилом Сорским возможностей храмового пения было предчувствием заключённой в этом пении музыки.

Ключевые слова: Нил Сорский, русскость, душевное, духовное, молитва, слёзы, пение в храме, музыка.

Нил Сорский (1433-1508) – православный святой, преподобный, деятельность которого была связана с утверждение русского самосознания, русскости. В чём выражается русское самосознание? Что такое русскость? Назовём важнейшие признаки русскости:

— бегство от внешнего к внутреннему;

— не стяжательство;

-чистота помыслов;

-любовь к ближнему;

-жажда встречи с Богом (идея спасения);

— почитание Православной Веры и борьба с врагами Православия (еретиками и жидовствующими).

В самом общем виде русскость можно определить как стремление к переплавлению душевного в духовное.

(О том, что именно такое стремление лежит в основе русскости писал Г.В. Флоровский. По суждению Флоровского, русскость заключается в «преображении душевного в духовное» [8, с. 16]. Сегодня указанная идея отчётливо предстаёт в трудах Института русской цивилизации, выполненных под научной редакцией О.А. Платонова. См.: [2].)

Стремясь утверждать русскость, Нил Сорский огромное внимание уделяет вопросу претворения душевного в духовное. Этому вопросу посвящены практически все труды преподобного, особенно – «Устав о скитской жизни» (50-е гг. XVI в.).

В этом сочинении Нил Сорский подчёркивает, что переход душевного в духовное происходит вследствие победы над страстными помыслами. Таких помыслов святой насчитывает восемь:

1.                     Чревообъядения;

2.                     Блудный;

3.                     Сребролюбия;

4.                     Гнева;

5.                     Печали;

6.                     Уныния;

7.                     Тщеславия;

8.                     Гордости [7, с. 122-123].

Победа достигается прежде всего вследствие произнесения Иисусовой, или Умной молитвы. Нил Сорский пишет о том, что необходимо «постоянно смотреть в глубину сердечную и говорить (молитву – А.К.): “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня” – полностью, иногда же половину: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. И, опять изменив, говори: “Сыне Божий, помилуй меня”, – что и удобнее новоначальным, сказал Григорий Синаит. “Не подобает же, – сказал он, – часто делать перемену, но – изредка”. Ныне же отцы прибавляют к молитве слово: сказав “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня”, тут же говорят: “грешного”. И это допустимо. Особенно же подходит нам, грешным» [7, с. 99-100]. При этом важно, отмечает Нил, говорить молитву мысленно, умом: «Помолюсь духом, помолюсь… умом… И это апостол завещал… и особо подтвердил, сказав так: “Хочу пять слов умом моим сказать, нежели тьму слов языком”… И ещё сказали отцы: “Кто устами только молится, о уме же небрежёт, тот молится воздуху, ибо Бог уму внимает”… Потому блаженный Григорий Синаит не только отшельников и в уединении живущих учил о трезвении и безмолвии, то есть блюдении ума, но и пребывающим в общежитиях повелевал внимать этому и об этом заботиться» [7, с. 88, 90] (1).

Нил Сорский подчёркивает, что молиться лучше ночью: «Особенно ночью в делании этом подобает усердствовать, сказали отцы. Ибо, сказал блаженный Филофей Синаит, “ночью наиболее очищается ум”. И святой Исаак говорит: “Всякая молитва, которую приносишь ночью, да будет в твоих очах большей, чем все дневные деяния, достойна чести. Ибо сладость, днём даваемая постникам, от света ночного делания истекает”» [7, с. 113-114].

Нил Сорский поучает, что молиться нужно со слезами: «Молиться нужно Владыке Христу прилежно со… слезами… Говоря и думая (о согрешениях своих. – А.К.), если Божьей благодатью обретём при этом слёзы, подобает плакать, сколько имеем силы и крепости. Потому что, сказали отцы, плачем избавляются от огня вечного и прочих будущих мук… Духом и сердцем сокрушённым и смиренным следует скорбеть в уме, и печалиться, и искать слёз. Говорит ведь преподобный Нил Синайский: “Прежде всего молись о получении слёз”» [7, с. 149, 162, 163].

По убеждению преподобного Нила Сорского, молитвы душевные со слезами – вот что способствует превращению душевного в духовное. Как считает Нил, молитвенные тексты, находящиеся в святых Писаниях, «подобает прилежно говорить из глубины сердца при прошении слёз. И “часто да помолимся Господу”, как говорит святой Исаак, “да подаст нам эту благодать слёз, лучшую прочих дарований и их превосходящую”. Ибо если получим её, благодаря ей войдём в чистоту душевную и все блага духовно воспримем… Говорит ведь Лествичник: “От вредного или природного пересадить слёзы на духовное – это достохвально”» [7, с. 167-168, 169].

Нил Сорский провидчески заявляет, что особенно слезам и претворению душевного в духовное способствует пение в храме («каких-то канонов и тропарей (жанры православного церковного пения. – А.К.)» [7, с. 168]). Ссылаясь на преподобного Лествичника, Нил Сорский считает храмовое пение вообще высочайшей молитвой, представляющей собой «стояние без лени в пении» [7, с. 175].

Думаем, что подчёркивание Нилом Сорским исключительных возможностей храмового пения было предчувствием заключённой в этом пении музыки (2).

Литература

1.     Варсонофий (Верёвкин), игум. Учение о молитве по «Добротолюбию». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. – 304 с.

2.     Институт русской цивилизации имени митрополита Иоанна (Снычёва). Итоги научной деятельности и Каталог изданий 1991-2021 гг. М.: Институт русской цивилизации, 2021. – 752 с.

3.     Нил Сорский, преп. Наставление о душе и страстях: [Пер. с церк.-слав.]. Иваново: Роща, 2021. – 162 с.

4.     Нил Сорский, преп. О восьми главных страстях и о победе над ними. М.: Изд-во Московской Патриархии; Центр «Благо», 1997. – 62 с.

5.     Нил Сорский, преп. О мысленной в нас брани: по трудам преподобного Нила Сорского. М.: Сибирская Благозвонница, 2017. – 190 с.

6.     Нил Сорский, преп. О спасении души. М.: Лествица, 2003. – 142 с.

7.     Нил Сорский, преп. Устав и послания. М.: Институт русской цивилизации; Родная страна, 2016. – 234 с.

8.     Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. – 848 с.

(1) Об Иисусовой, или Умной молитве замечательно размышляет игумен Варсонофий (Верёвкин): «В основании (этой. – А.К.) молитвы, развивающей громадную молитвенную энергию, энергию высокого молитвенного чувства, положена краткая молитва: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!”. Большинство подвижников “Добротолюбия” (православных авторов IV – XV вв. – А.К.) оставили в своих творениях учение об этой молитве. Особенно же потрудились в научении (ей. – А.К.) богоносный Лествичник, Диадох святый, епископ Фотики, Симеон Новый Богослов, (а также. – А.К.) аскет Никифор» [1, с. 151].)

(2) Доп. см.: [3; 4; 5; 6].

 

духовноедушевноемолитвамузыкаНил Сорскийпение в храмерусскостьслёзы

В России

Все новости