Фестиваль в честь выдающегося русского баса

Празднование 150-летия со дня рождения великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина в Казани стало поистине эпохальным в соответствии с масштабом дарования личности легендарного русского баса!

Панорама наиболее интересных событий включала демонстрацию лучших оперных спектаклей из русской и зарубежной классики в исполнении прославленных солистов российских театров и артистов казанской оперы, а также премьеры оперного зарубежного хита и первого в Казани музыкально- литературного спектакля из жизни и творчества Фёдора Ивановича под названием  «Шаляпин и Горький» в исполнении известного российского баса Алексея Тихомирова и актёра казанского русского драматического театра имени В.И. Качалова Ивана Крушина.

Кроме оперных показов фестивальная программа предлагала любителям разножанровые концерты на лучших площадках города, включая Большой концертный зал имени Салиха Сайдашева. Огромный интерес вызвали открытые репетиции оперных шедевров «Набукко», «Царская невеста», «Пиковая дама», а также интересные лекции о разносторонней творческой личности Фёдора Ивановича Шаляпина музыковедов, режиссёров, киноведов и музееведов Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.

Параллельно с лекциями был специально разработан образовательный интенсив «Школа оперной критики», проходивший в Национальной библиотеке Республики Татарстан.

Открытие Гала-концерта фестиваля

Режиссёр представления Лейсан Сафаргулова из Уфы в работе со сценарием Ольги Русановой (Москва) вводит интересный приём синтеза исторических аудиозаписей Фёдора Шаляпина с реальным исполнением басовых хитов оперным солистом Большого театра России Алексеем Тихомировым, наглядно воспринявшим заветы Шаляпина по владению голосом, мимикой и пластикой сценических движений. Интерес любителей искусства Шаляпина к данной постановке активизировался и тем, что она проходила в старинном отреставрированном здании Казанской ратуши, в прошлом — центра культурной и светской жизни аристократии XIX века в Казани, где выступал в 1909 году и сам Шаляпин.

Афишу юбилейного фестиваля украсили восемь шедевров западноевропейской, русской оперной классики (в том числе, из репертуара Ф.И. Шаляпина), поставленных в разные годы в ТАГТОБ им. М. Джалиля периода 10х-20х годов нынешнего века. Были среди них премьеры («Севильский цирюльник») и апробированные временем классические оперы, выдержанные в традиционном стиле, в далёком от авангардных новшеств, в соответствии с исторической эпохой и сюжетной интригой, заложенной сценаристом и композитором, а также с использованием наиболее современных технических средств в оперных постановках. Речь идёт о «Набукко» и «Трубадуре» Верди, «Тоске» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Борисе Годунове» Мусоргского, «Царской невесте» Римского-Корсакова и «Пиковой даме» Чайковского.

«Набукко» Джузеппе Верди

В премьерные дни каждый спектакль в разные годы (кроме «Бориса Годунова») испытал на себе много критических замечаний, споров об их постановке, режиссёрских решениях, художественном оформлении и костюмах героев. Но со временем данные постановки доказали свою жизнеспособность в современных реалиях и органичное соответствие требованиям сложившейся веками классической оперы. Режиссёрская трактовка главных образов, драматургическое развитие оперного действия со временем становилось всё более приемлемым — и здесь кроется, на мой взгляд, некая тайна восприятия гениальных оперных творений!

Но главный фактор жизнестойкости данных спектаклей — в ежегодном обновлении состава ведущих солистов из разных театров как российских, так и зарубежных, а в некоторых случаях и маститых дирижёров. А кастинг в ТАГТОБ проводится ежегодно с обновлением замечательных имён оперных артистов, известных в мире. (Отдел менеджмента — Елена Остроумова, Анна Багаутдинова).

Лучшими по подбору солистов были спектакли «Трубадур», со звёздным составом мужских голосов: Манрико — Иван Гынгазов («Геликон-опера»), Граф ди Луна — Владислав Сулимский (Мариинский театр), Феррандо — Михаил Казаков (Большой театр, ТАГТОБ им. М. Джалиля) и женскими партиями Леоноры — Марина Нерабеева («Новая Опера», Москва), Азучены — Елена Витман (Мариинский театр), «Мадам Баттерфляй», с впечатляющим дуэтом солистов титульных партий Чио-Чио-сан — Гульноры Гатиной (ТАГТОБ им. М. Джалиля) и Пинкертона – Азер Зады (Азербайджанский театр оперы и балета), а также «Царская невеста» с потрясающим воплощением оперной драмы с участием таких солистов, как Гульноры Гатиной (ТАГТОБ им. М. Джалиля) — Марфа, Екатерины Сергеевой (Мариинский театр) — Любаша, Станислава Трифонова (Национальный Большой театр Республики Беларусь) — Григорий Грязной, Ильи Селиванова (Большой театр) — Иван Лыков и Михаила Казакова (Большой театр России, ТАГТОБ им. М. Джалиля) — Василий Собакин.

Незабываемое впечатление оставила народная музыкальная драма «Борис Годунов» в сердцах зрителей, потрясённых правдивым отражением духа и атмосферы народной трагедии в исполнении Михаила Казакова (Большой театр России, ТАГТОБ им. М. Джалиля) — Борис Годунов, Олега Долгова (Большой театр России) — самозванец, Алексея Тихомирова (Новая Опера, Москва) — Пимен, Агунды Кулаевой (Большой театр России) — Марина Мнишек, Ярослава Абаимова (Новая Опера, Москва) — юродивый и Романа Муравицкого (Большой театр России) — князь Шуйский.

«Борис Годунов» Модеста Мусоргского 

В лучших традициях мировой классической оперы была поставлена Юрием Александровым в 2022 году «Тоска» Дж. Пуччини в художественном оформлении известного декоратора Вячеслава Окунева. С огромной трагедийной силой спектакль воплотили лауреат гос.премии им. Г. Тукая Ахмед Агади (Мариинский театр) — Марио Каварадосси, Зоя Церерина (ТАГТОБ им. М. Джалиля) — Флория Тоска и частый гость на казанской сцене Станислав Трифонов (Национальный Большой театр республики Беларусь) — Барон Скарпиа.

«Пиковая дама» потрясла зрителей постановкой философских проблем бытия: человек, судьба, трагическая любовь и свобода выбора, а также психологической трактовкой образов главных персонажей и правдивостью их переживаний: Германа — Олег Долгов (Большой театр России), Лизы — Татьяна Павловская (Мариинский театр), князя Елецкого — Владимир Целебровский («Санктъ-Петербург Опера») и графини — Елена Витман (Мариинский театр) и других прекрасных артистов.

Обобщая тезис о прямом влиянии актёрского состава на атмосферу спектакля и его художественный уровень, стоит отметить театральную новизну и свежесть общей атмосферы нынешних спектаклей фестиваля и талантливый подход актёров к воплощению главных и второстепенных образов оперных драм.

Все ожидали нового прочтения классики и блестящей премьеры от итальянца Джузеппе Мораси, многократно обращавшегося в прошлом к бессмертной комедии Пьера Бомарше. Но, увы, чуда, на мой взгляд, не произошло, мы увидели заурядную постановку оперного шлягера Россини без остроумного фейерверка идей, комических положений и отсутствия искрящегося юмора в комической опере с 200-летней историей постановок. В итоге, получился заштатный спектакль со штампами оперной вампуки и банальными режиссёрскими приёмами. Художественное оформление спектакля (автор — Дж. Морасси) также не впечатляет мрачной гаммой цветовых оттенков дома доктора Бартоло в «Севилье» и невыразительным декором его интерьера.

Казанский зритель давно привык к роскошному оформлению и редким по выразительности декорациям оперных спектаклей, авторами которых были такие корифеи, как И. Гриневич, В. Окунев, В. Герасименко, В. Немков и др.

«Севильский цирюльник» Джоаккино Россини

Данную ситуацию в «Севильском цирюльнике» помогли выправить оркестр под управлением Марко Боэми из Италии, хор театра и солисты разных российских театров, наряду с Казахской оперой. Неординарные актёрские работы показали Эмиль Сакавов (Казахский театр оперы и балета им. Абая), Артур Исламов (ТАГТОБ им. М. Джалиля) — в партии Фигаро, Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОБ им. М. Джалиля) и Станислав Швец («Геликон-опера») — Дон Базилио, Светлана Москаленко (Михайловский театр) и Антонина Весенина (Мариинский театр) — в партии Розины, Ярослав Абаимов (Новая Опера, Москва), Дмитрий Никоноров (Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.Л. Немировича-Данченко — граф Альмавива. Культурой звука и актёрским мастерством отличались хористы казанской оперы, у которой появился новый руководитель, главный хормейстер Юрий Карпов. Таким образом, в спектакле сформировалась достойная музыкальная составляющая, отразившая бесценные качества мирового шедевра Россини в жанре комической оперы.

Высшей кульминацией оперных показов фестиваля стала легендарная народная музыкальная драма Мусоргского «Хованщина» в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (в рамках фестивальных гастролей). Её последнее возобновление в новой сценической версии Юрия Александрова состоялось в 2000-м году. В фестивальном показе «Хованщины» заняты лучшие артистические силы Мариинского театра: Владимир Ванеев — Досифей, глава раскольников, Михаил Петренко — Иван Хованский, Сергей Скороходов — Андрей Хованский, Юлия Маточкина — Марфа, раскольница, Евгений Акимов в партии князя Голицына и другие замечательные артисты труппы.

Впечатления, оставшиеся от спектакля, трудно выразить словами, эмоции захлёстывали, как профессионалов, так и рядовую публику. Творческие контакты обеих трупп — Мариинского и Татарского оперного театра — сложились давно, и они плодотворно развиваются до сего времени. Демонстрация «Хованщины» в Казани произвела всеобщий фурор среди музыкальной общественности города, став примером достойнейшей интерпретации русской народной музыкальной драмы Мусоргского, в которой некогда блистал сам Фёдор Иванович Шаляпин в роли Досифея.

«Царская невеста» Николая Римского-Корсакова

Памятный фестиваль в честь непревзойдённого по дарованию русского артиста, оперного гения завершил грандиозный Гала-концерт 27-28.02.2023 в блестящей режиссуре Михаила Панджавидзе, художественном оформлении Гарри Гуммеля в сопровождении оркестра Большого театра России.

Созвездие ярчайших имён оперного искусства представляло солистов Большого театра России: Анна Аглатова, Годердзи Джанелидзе, Динара Алиева, Михаил Казаков, Эльчин Азизов, Олег Долгов, а также Владимир Ванеев, Ахмед Агади и Михаил Колелишвилли из Мариинского театра.

Роскошь голосов столичных театров России, Беларуси и ведущих исполнителей Казанского театра создала удивительную ауру эстетической красоты классической оперы, достойной поклонения истинных любителей оперного пения.

Маргарита Файзулаева, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, профессор КазГИК

Фотоматериалы представлены пресс-службой ТАГТОБ им. М.Джалиля, Казань

казаньМаргарита ФайзулаеваТАГТОБ им. М.Джалиляшаляпиншаляпинский фестиваль

В России

Все новости