Авторский концерт Рашида Калимуллина в Майкопе

Человек, у которого ежегодно проходят по 10-15 авторских концертов в разных регионах России и Европы, при каждом новом мероприятии, вероятно, уже не должен волноваться и переживать. Но нет. Всякий раз, встречаясь с новыми исполнителями и слушателями Рашид Фагимович волнуется не меньше того первого раза, который он устраивал у себя на родине в Казани. А для музыкантов Симфонического оркестра Государственной филармонии Республики Адыгея и публики Майкопа предстоящий концерт также был ответственным мероприятием – предстояло исполнять музыку известного мэтра, народного артиста России и Республики Татарстан, Лауреата Государственной премии РФ, Председателя Союза композиторов России Рашида Калимуллина. К тому же накануне Рашиду Фагимовичу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Адыгея. С этой почетной наградой на груди он и вышел к публике.

В концерте прозвучали четыре крупных сочинения – Поэма для симфонического оркестра «Аслан», 5 симфонических танцев (Баллада, Адажио, Танго, Вальс, Тревожное утро), музыка для оркестра в 4-х частях «Казанские истории» и Концерт для скрипки с оркестром в 3-х частях.  Почти полуторачасовой концерт был наполнен красивыми мелодиями, разнообразными жанрами, блестящими разработочными фрагментами, выдающими крепкую руку симфониста и мастера оркестровых звучностей.

Как признался сам автор, в поэме «Аслан», посвященном композитору Аслану Нехаю, он воплотил свое восхищение природой Адыгеи и попытался нарисовать звуковой портрет активного и целеустремленного Аслана Нехая. Композитор «схватил» природу адыгских танцевальных мелодий, построенных на комбинаторике парных колен, выстроил композицию целого на большом крещендо, позволил музыкантам показать богатые возможности струнных и духовых инструментов. Особый колорит поэме придавали «ритмы гор», имитирующие кавказский темперамент, простор альпийских пастбищ и вольность черкесского духа.

«Баллада», открывающая Симфонические танцы, привлекает своей нежностью и обнаженной искренностью. В Адажио сразу обращает на себя тембр фисгармонии и французский шансонный мотив, надолго остающийся в памяти слушателей. Танго и Вальс отличаются таким сочным танцевальным наполнением, что нетрудно предсказать этой музыке вторую жизнь в прикладной функции – как музыке для ледовых фигуристов или гимнасток. Пластические «па» так и просятся на визуальное решение. Демократическая интонация музыки в сочетании с полновесным гармоническим сопровождением и фантазийными тембровыми сочетаниями не остаются незамеченными для широкого зрителя, который принимает такую музыку с первого прослушивания, адекватно реагирует на нее своими овациями и благодарными криками «браво!». Здесь стоит отметить работу главного дирижера оркестра заслуженного артиста Республики Адыгея Аркадия Хусниярова, который передал свой напор и энергию всему коллективу, и оркестр проявил свои лучшие качества – полноту звучания, упоенность музыкой, погружение в каждый ее звук. Такие эмоции не остаются неотвеченными аудиторией: атмосфера единения зала и сцены достигала в Танго и Вальсе пиковых значений. Знакомство с другими исполнительскими вариантами этой музыки еще раз убедило меня в том, как важно для композитора найти «своего исполнителя». Майкопчане на этот раз были достойны звучащей музыки.

Автор: Соколова Алла Николаевна — доктор искусствоведения, профессор кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета

Адыгея музыкальнаямайкопрашид калимуллинсоюз композиторов россии

В России

Все новости