На XV Международный фестиваль современной музыки «Европа-Азия» я еду впервые по приглашению председателя Союза композиторов Татарстана и председателя Правления Союза композиторов России Рашида Калимуллина. Фестиваль – это всегда особая атмосфера, возникающая из впечатлений от звучащей музыки, общения с музыкантами, концертных залов и пространства города. Когда я представляю «Европу-Азию», то внутри смутно слышу какой-то особенный звук. В основании он древний, как город Казань, а чем выше – тем звучание всё более современное и индустриальное. Интересно, что этот звук предвещает, и какую музыку я услышу на фестивале?
Фестиваль – это всегда новые знакомства. У меня немало друзей-композиторов в Казани, но хочется познакомиться также с музыкантами-исполнителями. Это очень важно потому, что мы с музыкантами Казани и Перми планируем провести совместные концерты.
Я благодарен руководству фестиваля, что в концертную программу включена моя пьеса для фортепиано в 6 рук «В Пермском зверином стиле». Это одно из моих любимых сочинений. Его исполняли во многих городах России и за рубежом. И вот теперь сыграют в Казани!
Меня очень вдохновляет Пермская мифология. Это отразилось во многих сочинениях: триаде балетов «Сказы Бажова» – «Золотой полоз», «Дорогое имячко», «Серебряное копытце», монобалете «Молёбка», инструментальных пьесах «Кама – Бог любви», «Пэляны» и, конечно, «В Пермском зверином стиле».
Пермским звериным стилем принято называть собрание предметов искусства финно-угорских народов, проживавших в I тысячелетии на территории Прикамья. Отлитые из бронзы, латуни или меди, эти предметы имеют зооморфные сюжеты: фигурки человека-медведя, человека-лося, ящера, птиц. Они применялись как украшения-амулеты (бляшки, накладки, пряжки ременных поясов) и как предметы ритуального назначения (родовые медальоны, подвески). В предметах звериного стиля отражены верования и чувствования наших предков. Некоторые предметы имеют трёхъярусной структуру – в них закодировано представление древних людей о мироздании. Верхний мир (небо) – символизируют птицы, средний (земля) – лось-человек, нижний мир – ящер с семёркой рыб во чреве.
Идея троичного мироздания стала основой для фактурно-регистрового профиля моей пьесы. Каждый из трёх исполнителей играет строго в своём регистре (верхний, средний, низкий). Причудливо смешиваясь, фигурации каждой из партий создают единое звучание, символически связанное с древним раритетом Прикамья – Пермским звериным стилем.
Пьеса «В Пермском зверином стиле» для фортепиано в 6 рук прозвучит в исполнении музыкантов Алсу Сунгатуллиной, Алсу Абдуллиной и Екатерины Шатровой.