СКАЗКА НА СЦЕНЕ ТОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ

30 июня в Органном зале Томской областной государственной филармонии начал старт необычный проект – «Симфомастерская». Автор такого оригинального проекта – музыкант-мультиинструменталист и дирижер Томского симфонического оркестра – Владимир Дорохов. Концерт в афише обозначен термином «Симфогончар», а это весьма изобретательный вид перформанса, где одновременно с исполнением отечественной академической музыки Томским академическим симфоническим оркестром происходит создание керамических изделий народным мастером, гончаром Андреем Салтаном. Слушая звучание симфонического оркестра, известный в городе мастер гончарного искусства Андрей Салтан изготавливает композиции из глины, которые, как считает мастер, соответствуют характеру и настроению исполняемой музыки. Художник-керамист создает свои произведения «здесь и сейчас», публично, в присутствии филармонических слушателей.
На концерте мастер работал одновременно со звучанием музыки М. И. Глинки («Увертюра» и «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»), П. И. Чайковского («Трепак» и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Русский танец» из балета «Лебединое озеро»), М. П. Мусоргского («Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»), Н. А. Римского-Корсакова (Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»), А. П. Бородина («Половецкая пляска» из оперы «Князь Игорь») и О. А. Дюжиной («Возвращение Бабы-Яги», «Заколдованное царство», «Проделки Лешего» из Симфонической сюиты «Кощеево царство»). Сказочные образы, созданные русскими композиторами, вдохновляли мастера славянской керамики в его непростом ремесле.
Музыка на сцене звучала в исполнении первого в Сибири профессионального академического инструментального коллектива – Томского академического симфонического оркестра. Оркестр был создан 1946 году на базе только что открывшейся филармонии и стал фундаментом концертной жизни региона. Биография симфонического оркестра связана с творчеством самых блестящих в стране дирижеров и концертных исполнителей. В настоящее время коллектив реализует самые разнообразные и фантастические по своему воплощению проекты («Международный музыкальный фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова», Транссибирский Арт-Фестиваль, абонемент «Музыка мира», «Медиа-клуб», «Симфомастерская», «Мемы»).
«Сказочный» концерт 30 июня был исполнен под управлением дирижера Владимира Дорохова. Тема русской авторской и народной сказки с XIX века и до настоящего времени занимает важное место в творчестве отечественных композиторов. Сюжеты русских и западноевропейских сказок отражены во многих музыкальных произведениях разных жанров. Сказки нашли свое воплощение в операх, балетах, симфонические картинах, вокально-хоровых сочинениях, инструментальных миниатюрах. Симфонические композиции, где отражены сказочные сюжеты, где присутствуют герои сказок, сказочные образы, как правило, очень колоритны, выразительны и картинны, музыкальную ткань наполняют эффектные, необычные фантастические звучания благодаря богатой оркестровке и наличию ив группе ударных уникальных, крайне редко используемых в исполнительской практике инструментов.
Опера-сказка М. И. Глинки, где отражена идея борьбы добра и зла – «Руслан и Людмила», созданная на сюжет одноименного сочинения А. С. Пушкина, включает в себя ряд фантастических образов. Это злой волшебник Черномор, Голова, коварная волшебница Наина. Для образного представления сказочных персонажей композитор впервые использовал оригинальные музыкальные приемы и необычные тембры. Например, карлик Черномор охарактеризован инструментальной целотонной гаммой, а в дальнейшем эту интонационную находку применяли в своих произведениях многое русские композиторы. Партия Головы звучит в исполнении одноголосного мужского хора.
У П. И. Чайковского сказка широко и замечательно представлена в балетах («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»), отчасти в операх («Черевички», «Иоланта»), в музыке к драматическим спектаклям («Весенняя сказка» А. Н. Островского «Снегурочка»), в «Детском альбоме» («Баба Яга», «Нянина сказка»). В пьесе «Баба Яга», образ которой предан интонациями тритона, очень жесткими и колкими гармоническими красками, можно услышать необычайно быстрый полет в ступе фантастического существа с непременным атрибутом – метлой.
Фантастический образ Бабы Яги создал М. П. Мусоргский в цикле пьес для фортепиано (сюите из музыкальных картин) «Картинки с выставки», написанных под впечатлением посещения художественной выставки рисунков, акварелей, эскизов декораций и костюмов для театральных постановок, проектов зодчества, эскизов изделий декоративно прикладного искусства, основоположника «русского стиля» в отечественной архитекторе
– В. А. Гартмана. Эта часть цикла называется «Избушка на курьих ножках» (Баба Яга).
Через некоторое время композитор и дирижер М. М. Тушмалов вместе с Н. А. Римским-Корсаковым оркестровали отдельные номера сюиты, а в 1922 году свою оригинальную оркестровку создал французский композитор М. Равель. Бабу Ягу М. П. Мусоргский отображает как яркое и динамичное фольклорное существо, имитируя неровную походку, прыжки и полет на метле всеми доступными музыкальными средствами – острым ритмом, интонационными скачками, гармоническими диссонансами.
Такие сказочные образы как «Снегурочка», «Мороз», «Лель», «Берендеи», «Царевна Волхова» нашли свое музыкальное воплощение во множестве операх-сказках и некоторых симфонических произведениях Н. А. Римского-Корсакова. Сказочность у Н. А. Римского-Корсакова – это обобщенное понятие. К сказкам композитор относил как собственно сказки («Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), так и народный эпос, легенды, предания («Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством»).
Сказочные образы Н. Н. Черепнина сосредоточены в симфоническая поэме «Принцесса Греза», симфоническом эскизе «Зачарованное царство», в шести иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке», вокальном цикле «Фейные сказки». В симфоническом эскизе Н. Н. Черепнина «Зачарованное царство» к сказке о Жар-птице можно отметить особую утонченность, изысканность и колористическое богатство. Музыкальная драматургия сочинения картинна и зрима, она построена на сопоставлении образной сферы погруженного в сон заколдованного царства Кощея и яркого, завораживающего нестерпимым блеском звукового образа Жар-Птицы.
Русские сказки вызывали огромный интерес у А. К. Лядова и вдохновили его на создание «Сказочных картинок» для симфонического оркестра. Это были пьесы «Баба Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора». Во время сочинения музыки композитор даже нарисовал эскизы этих сказочных образов. А. К. Лядов в музыкальном воплощении волшебных образов добивался необыкновенного звучания при помощи богатой инструментовки и различных выразительных фактурных и динамических приемов.
Отечественные композиторы XX столетия и наши современники продолжили «сказочную» традицию в разных музыкальных жанрах и исполнительских составах. У И. Ф. Стравинского – это опера «Соловей», балеты «Жар-птица», «Петрушка»; у В. И. Ребикова – рождественская опера «Елка»; у С. С. Прокофьева – балет «Золушка»,
симфоническая картина «Петя и волк», опера «Любовь к трем апельсинам»; у Р. К. Щедрина – балет «Конек-горбунок»; у К. С. Хачатуряна – балет «Чиполлино»; у О. А. Дюжиной – фантазия для скрипки с симфоническим оркестром на темы оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», концертная фантазия для домры и народного оркестра на темы оперы Н. А. Римского-Корсакова  «Сказание о невидимом граде Китеже», сюита для симфонического оркестра «Кощеево царство»; «Три хора  на ст. И. Бунина»: «Пугало»,  «Аленушка», «Баба Яга» для смешанного хора a’cappella; «Чудище» для смешанного хора a’cappella.
30 июня на концерте «Симфогончар» в Органном зале Томской государственной филармонии прозвучали три пьесы из сюиты «Кощеево царство»: «Возвращение Бабы Яги», «Заколдованное царство», «Проделки Лешего». Композитор О. А. Дюжина посвятила эти сочинения Томскому Академическому симфоническому оркестру и автору проекта «Симфомастерская», дирижеру оркестрового коллектива, сумевшему блестяще воплотить свою
идею – Владимиру Дорохову.
Ольга Дюжина – композитор, педагог, член Союза композиторов России, председатель Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, член Сибирского Международного центра современного музыкального искусства, лауреат Международного конкурса молодых композиторов имени С. С. Прокофьева (Челябинск, 2021), лауреат Всероссийского открытого конкурса композиторов «Piano & Piano» (Петрозаводск, 2021), лауреат VII Международного конкурса композиторов «Молодая классика» (Вологда, 2022), участник международных симфонических семинаров-форумов Международных творческих мастерских Гильдий молодых музыкантов «МеждународМолОт» РМС имени М. К. Огинского (Республика Беларусь), участник двух Международных Дальневосточных симфонических семинаров-форумов ГММ «МеждународМолОт» РМС (Якутск).
«МеждународМолОт» – организация молодых композиторов, музыковедов, исполнителей
и культурологов, включающая сегодня значительную часть культурного пространства Северной Евразии. Творческая организация создана композитором Я. С. Судзиловским в 2009 году, который с тех пор является ее председателем, она нацелена на создание единой композиторской школы XXI века, возрождение статуса профессии композитора, выявление пути для развития композиторского движения нашего отечества и Евразийского континента в XXI столетии.
С Симфоническим оркестром Томской филармонии у композитора О. А. Дюжиной установились прочные творческие связи еще в 2017 году. На выездном пленуме Красноярской региональной организации Союза композиторов России, членом которой была в то время Ольга Александровна, Томский симфонический оркестр сыграл ее «Маленькую сюиту для большого оркестра». Ольга Дюжина – лауреат Всероссийского конкурса композиторов «Нам нужна одна победа», организованного Томской государственной филармонией в 2020 году, где на суд строгого жюри было представлено вокальное сочинение на ст. Э. Асадова «Могила Неизвестного солдата». Сочинение было исполнено солистом филармонии Е. Штейнмиллером и Томским симфоническим оркестром.
Тема сказки вызывает большой интерес у О. А. Дюжиной и занимает значительное место в ее композиторском творчестве. Совсем недавно ею написанное «волшебное» произведение представляет собой хоровую партитуру для большого смешанного хора на стихи К. Бальмонта «У чудищ» – это фантастическая лесная картина, выраженная довольно сложными и разнообразными фактурными, а также и тембровыми исполнительскими приемами. О. А. Дюжина представила партитуру «У чудищ» на VII Международный конкурс
композиторов «Молодая классика», который состоялся в Вологде, где стала лауреатом I степени. После завершения симфонической сюиты «Кощеево царство» композитор думает создать хоровой цикл на стихи русских поэтов Серебряного века по мотивам сказок.
Симфоническая сюита О. А. Дюжиной «Кощеево царство» была представлена в Томске тремя оркестровыми пьесами – «Возвращение Бабы-Яги», «Заколдованное царство», «Проделки Лешего». Премьера пьесы «Возвращение Бабы-Яги» состоялась на V Международном семинаре-форуме молодых композиторов РФ и стран СНГ в Республике Беларусь. Позднее «Баба Яга» была исполнена в авторском переложении ансамблем ударных инструментов SIBERIAN PERCUSSION под руководством Сергея Газизуллина в Красноярской филармонии. Автор планирует продолжить сюиту и дополнит ее новыми удивительными и знакомыми народу фольклорными образами. На очереди – «Разоблачение Кикиморы болотной», «Кощей» и другие вечно живые в народной памяти фантастические персонажи.
Согласно уникальному проекту «Симфомастерская» во время концерта на сцене работали не только артисты симфонического оркестра, но и замечательный гончар, хранитель традиций народных промыслов Андрей Салтан, который расположился на правой части сцены, творя шедевры из глины. В первом номере сюиты – «Возвращение Бабы-Яги», на кульминации пьесы гончар зажег факел для обжига созданного изделия из глины. Картина яркого, высоко вознесшегося огня была очень зрелищной и эффектной. На публику это произвело огромное эмоциональное воздействие, в зале от неожиданного явления возникли возгласы удивления.
Во время исполнения второго номера – «Заколдованное царство», за несколько мгновений до окончания пьесы у гончара рухнул огромный глиняный сосуд, за чем последовала мгновенная реакция зала. Невольно возникли мистические настроения, мысли о присутствии на концерте нечистой силы, возникли параллели из «Бесов» А. С. Пушкина:
«Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?»
Сказочные пьесы написаны для большого состава оркестра, где музыкальная ткань насыщена необычайно большим набором разнообразных ударных инструментов, их насчитывается 15. Партитура включает в себя редко используемый в оркестровой практике флексатон, своим звоном и завыванием имитирующий полет Бабы Яги. Есть также виброслэп, игра на котором создает эффект погремушки, подражающей звуку бразильского инструмента, изготовленного из челюсти осла. В музыке автор использует там-там, представляющий собой разновидность гонга –– ударного инструмента, знакомого музыкантам по «Руслану и Людмиле» М. И. Глинки, «Шехеразаде» Н. А. Римского-Корсакова.
В Группу духовых инструментов введен бас-кларнет, подражающий «уханью» филина, а в «Проделках Лешего» можно услышать саксофон. Бас-гитара, звучащая в номерах сюиты, создает симбиоз волшебного и современного колорита. В музыку волшебных симфонических пьес включены челеста, арфа, фортепиано и ряд других инструментов.
Для подчеркивания и усиления фантастического, волшебного характера музыки О. А. Дюжина вписала в партитуру указания на особые приемы игры и всевозможные ремарки. Это col legno для струнных (играется по струне древком смычка) в среднем разделе «Бабы Яги», frull (ревущий тембр) на тубе в этом же номере и здесь же ремарка: «Играть так, как будто поворачивается изба».
Современный композитор О. А. Дюжина стала почетной гостьей первого концерта проекта «Симфомастерская». Исполнение симфонической сюиты «Кощеево царство» оркестром Томской государственной филармонии на концерте «Симфогончар» имело грандиозный успех, публика аплодировала очень горячо, слушатели встали, тем самым выразили большую благодарность всем участникам проекта. Симфонический оркестр Томской филармонии блестяще воплотил технически сложную сюиту «Кощеево царство», прочувствовал и передал ее настроение. Игра оркестра поражает своим чутким, профессиональным отношением к каждой детали и ансамблевой слаженностью исполнения. Дирижер Владимир Дорохов до мельчайших подробностей изучил каждую партитуру и подготовил исполнение сочинений на очень высоком академическом уровне. Браво всем участникам проекта!

Заслуженный работник культуры РФ,
Член Союза композиторов России,
профессор Елена Пляскина

дорохов владимирДюжина Ольга АлександровнаЕлена Пляскинатомсктомская филармонияТомский симфонический оркестр

В России

Все новости