«Норма» Винченцо Беллини в Перми

В Пермском театре оперы и балета продолжаются репетиции новой постановки оперы «Норма» Винченцо Беллини, которая будет представлена 26, 28, 29 и 30 июня. К премьере спектакля приурочена программа «Лаборатории современного зрителя», события которой пройдут с 20 по 27 июня.

Исследование феномена бельканто стало центральной темой спектакля, над которым работают дирижер Мигран Агаджанян, режиссер Максим Петров, художник-постановщик Альона Пикалова, художники по костюмам и свету Ирэна Белоусова и Константин Бинкин и куратор проекта искусствовед Аркадий Ипполитов. «Норма» Винченцо Беллини вошла в историю искусства как один из величайших шедевров белькантовой традиции, сочетающий классическую гармонию со страстностью романтизма. 26 и 30 июня заглавную партию в премьере исполнит заслуженная артистка России Вероника Джиоева, 28 июня — солистка Мариинского театра Мария Баянкина, 29 июня — солистка Пермского театра оперы и балета Элона Коржевич.

Аркадий Ипполитов, куратор проекта:

— В качестве эталона для стилистического решения спектакля вместе с режиссером Максимом Петровым и художником Альоной Пикаловой нами были выбраны картина «Сон Оссиана» Жана Огюста Доминика Энгра (1813) с его странной потусторонностью и фантастические проекты французских архитекторов конца XVIII века — Этьена-Луи Булле, Клода-Николя Леду и Жан-Жака Лекё. Работы эти относятся к тому, что именуется неоклассикой, но даже и сейчас, в XXI веке, они смотрятся экстравагантно; в свое же время они считывались как радикальный авангард. Холодная отстраненность, что свойственна этому изобразительному ряду, как нельзя лучше подчеркивает отвлеченную, чуть ли не абстрактную, красоту bel canto, историю которого блистательно завершает Винченцо Беллини. Красоту bel canto мы пытались подчеркнуть в первую очередь, а что получилось — судить зрителю.

К премьере «Нормы» приурочена публичная программа «Лаборатории современного зрителя», которая откроется 20 июня творческой встречей с дирижером-постановщиком оперы Миграном Агаджаняном. Формат встречи «из-за рояля» представит главного дирижера Пермского театра оперы и балета одновременно в трех его ипостасях — как дирижера, певца и пианиста.

21 июня в большом балетном зале Пермского театра оперы и балета пройдет мастер-класс с режиссером спектакля, одним из ведущих хореографов России Максимом Петровым, на котором лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2021) предлагает осмыслить партитуру Беллини прежде всего через пластику: тело, телесность.

23 июня состоится лекция «Bellini Zeitgeist» выдающегося российского искусствоведа Аркадия Ипполитова, старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа и одного из ведущих мировых специалистов в области итальянского искусства XV—XVII веков, который выступил куратором постановки.

27 июня театр приглашает зрителей на показ фильма «Список кораблей», режиссер Алексей Гусев. Главный герой фильма – Аркадий Ипполитов. В центре повествования — миф о корабле, насквозь пронизывающий западную культуру: от Ноева ковчега до каравелл Колумба и «Титаника», от Алых парусов до алого флага на броненосце «Потемкин». Заключительное событие последней в нынешнем сезоне «Лаборатории современного зрителя» перебрасывает мост к едва ли не самой ожидаемой премьере сезона 2022/2023 — «Летучему голландцу» Рихарда Вагнера.

Премьеру репетируют:

Поллион — Ованнес Айвазян, Борис Рудак;
Оровез — Гарри Агаджанян, Владимир Тайсаев, Тимофей Павленко;
Норма — Вероника Джиоева, Элона Коржевич, Мария Баянкина;
Адальджиза — Наталия Ляскова, Ирина Байкова, Дарья Терещенко, Екатерина Бачук;
Клотильда — Екатерина Бачук, Айсулу Хасанова, Елена Галеева;
Флавий — Данис Хузин, Анатолий Шлиман.

Винченцо Беллини

Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini)

Итальянский композитор Винченцо Беллини, Vincenzo Bellini вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекрасное пение. На обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни композитора в его честь, краткая надпись гласила: «Творец итальянских мелодий». Его славу не мог затмить даже гений Дж. Россини. Необыкновенный мелодический дар, которым обладал Беллини, позволил ему создать самобытные и исполненные сокровенного лиризма интонации, способные воздействовать на самый широкий круг слушателей. Музыку Беллини, несмотря на отсутствие в ней всестороннего мастерства, любили П. Чайковский и М. Глинка, Ф. Шопен и Ф. Лист создали ряд произведений на темы из опер итальянского композитора. В его произведениях блистали такие выдающиеся певцы XIX в., как П. Виардо, сестры Гризи, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини А. Тамбурини и др. Беллини родился в семье музыкантов. Музыкальное образование он получил в неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно. Ученик известного тогда композитора Н. Цингарелли, Беллини очень скоро начал искать свой путь в искусстве. И его короткая, всего лишь десятилетняя (1825-35) композиторская деятельность стала особой страницей в итальянской опере.

В отличие от прочих итальянских композиторов Беллини был совершенно равнодушен к опере-buffa, этому излюбленному национальному жанру. Уже в первом произведении — опере «Адельсон и Сальвини» (1825), с которым он дебютировал в консерваторском театре Неаполя, ярко проявилось лирическое дарование композитора. Имя Беллини приобрело широкую известность после постановки оперы «Бьянка и Фернандо» неаполитанским театром Сан-Карло (1826). Затем с огромным успехом в миланском театре Ла Скала проходят премьеры опер «Пират» (1827) и «Чужестранка» (1829). С восторгом встречает публика спектакль «Капулети и Монтекки» (1830), впервые поставленный на сцене венецианского театра Фениче. В этих произведениях нашли горячее и искреннее выражение патриотические идеи, созвучные новой волне национально-освободительного движения, начавшейся в Италии в 30-е гг. прошлого века. Поэтому многие премьеры опер Беллини сопровождались патриотическими манифестациями, а мелодии из его произведений напевали на улицах итальянских городов не только завсегдатаи театров, но и мастеровые, рабочие, дети.

Слава композитора еще больше упрочилась после создания опер «Сомнамбула» (1831) и «Норма» (1831), она выходит за пределы Италии. В 1833 г. состоялась поездка композитора в Лондон, где он с успехом дирижировал своими операми. Впечатление, производимое его сочинениями на И. В. Гете, Ф. Шопена, Н. Станкевича, Т. Грановского, Т. Шевченко, свидетельствует об их значительном месте в европейском искусстве XIX столетия.

Незадолго до смерти Беллини переехал в Париж (1834). Там для Итальянского оперного театра он создал свое последнее произведение — оперу «Пуритане» (1835), о премьере которой дал блестящий отзыв Россини.

По количеству созданных опер Беллини уступает Россини и Г. Доницетти — перу композитора принадлежит 11 музыкально-сценических произведений. Он работал не так легко и быстро, как его прославленные соотечественники. Во многом это было связано с методом работы Беллини, о котором он рассказывает в одном из своих писем. Вчитывание в либретто, проникновение в психологию персонажей, актерское перевоплощение в характер, поиск речевого, а затем музыкального выражения чувств — таков путь, начертанный композитором.

В создании романтической музыкальной драмы подлинным единомышленником Беллини оказался поэт Ф. Романи, ставший его постоянным либреттистом. В содружестве с ним композитор добивался естественности воплощения речевых интонаций. Беллини великолепно знал специфику человеческого голоса. Вокальные партии его опер чрезвычайно естественны и удобны для пения. Они наполнены широтой дыхания, непрерывностью мелодического развития. В них отсутствуют излишние украшения, ибо смысл вокальной музыки композитор видел не в виртуозных эффектах, но в передаче живых человеческих эмоций. Считая своей главной задачей создание прекрасных мелодий и выразительного речитатива, Беллини не придавал большого значения оркестровому колориту и симфоническому развитию. Однако, несмотря на это, композитор сумел поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый художественный уровень, во многом предвосхитив достижения Дж. Верди и итальянских веристов. В фойе миланского театра Ла Скала стоит мраморная фигура Беллини, на его родине, в Катании, оперный театр носит имя композитора. Но главный памятник себе создал сам композитор — им стали его чудесные оперы, которые и по сей день не сходят со сцен многих музыкальных театров мира.

И. Ветлицына

Источник: https://www.belcanto.ru/

Источник: https://muzlifemagazine.ru/

Vincenzo BelliniАйсулу ХасановаАльона ПикаловаАнатолий ШлиманБорис РудакВероника ДжиоеваВинченцо БеллиниГарри АгаджанянДанис ХузинДарья ТерещенкоЕкатерина БачукЕлена ГалееваИрина БайковаМаксим ПетровМАрия БаянкинаМигран АгаджанянНаталия ЛясковаОваннес АйвазянТимофей ПавленкоЭлона Коржевич

В России

Все новости