Всероссийский конкурс «Битва хоров!» — культурное событие для страны, развивающее интерес к хоровому искусству.
На участие в конкурсе было подано более 1500 заявок из всех регионов России, в отборочный тур прошли 150 хоровых коллективов, 30 из которых стали полуфиналистами конкурса. Полуфинал прошел 1 июня на ВДНХ в рамках Фестиваля детства и юности «Большая перемена». А финал состоялся 12 июня на Красной площади.
Мы поговорили с Евгением Орловым – продюсером, композитором, режиссером, наставником и членом жюри «Битвы хоров!» и о конкурсе и хоровом искусстве.
Евгений продюсировал телешоу «Голос», «Голос Дети», «Фабрика звёзд», «Новая волна», «Детская новая волна», а также создал уникальное творческое движение «Республика Kids» и фестиваль «Поколение NEXT», президентом которого он сейчас является. Евгений также преподает в бизнес-школе RMA и является автором методики по развитию творчески одаренных детей и подростков.
Евгений продюсировал группы «Отпетые мошенники», «Сливки», «Гости из будущего», дуэт «SMASH!!», Мистер Малой, певца Вадима Азарха.
Евгений Петрович, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от конкурса «Битва хоров!» Что бы Вы выделили?
Мои впечатления начали складываться еще на этапе прослушивания заявок. С учетом того, что это первый конкурс в таком формате – общероссийский, в разных возрастных категориях, разных стилях исполнения, – то палитра представлена очень разнообразная. Руководители и участники с разных регионов России сразу откликнулись, и это невероятно! Мы даже не ожидали такого ажиотажа вокруг этой красивой идеи сплотить поющие коллективы со всей страны. Первое впечатление – это получилось, и это самое главное.
Как Вы определяете при выборе конкурсантов в четвертьфинал, пройдет ли коллектив дальше? Это профессиональное чувствование или отбор по каким-то критериям?
Все очень просто: я пытаюсь обнулить в себе профессиональные качества и стать простым зрителем и слушателем. Независимо от того, выступает ли коллектив, ансамбль или сольный исполнитель, я всегда хочу слышать и видеть людей, которые получают невероятное удовольствие от выступления. И это основной критерий. А потом уже оцениваю и репертуар, и интонирование, и чувство ритма, чувство вкуса – все в совокупности. Но первым делом для меня очень важна потребность исполнителя нравиться зрителям.
С чем Вы работали в роли наставника хоровых коллективов в «Битве хоров!»? Какие основные правки приходилось делать и что подчеркивать?
Как наставник я, конечно, не могу компенсировать какие-то фундаментальные недочеты. И в некоторых жанрах, я считаю, у меня недостаточно квалификации, чтобы давать советы очень профессиональным руководителям. Поэтому с высоты своего большого опыта работы с телевизионными проектами, большими шоу и различными талант-шоу я призывал все-таки освежить репертуар. Очень хочется некоего соответствия времени независимо от жанра – это для меня очень важно. А еще призывал где-то подключить самоиронию и чувство юмора, а где-то усилить эмоцию – подчеркнуть ее выразительными средствами, будь то радость, грусть или ностальгия. Мне кажется, мы с руководителями нашли общий язык. Мне было приятно с ними взаимодействовать, потому что они очень профессиональные люди и, главное, любят свою работу.
Как Вы считаете, почему и взрослые, и дети занимаются хоровым искусством?
Дети, я думаю, потому что так захотели их родители (смеется), но как только они втягиваются в процесс, уже не могут без этого жить. А почему взрослые? Чтобы оставаться детьми, наверное. Потому что это такая отдушина, это такое невероятное приключение души! Я сам участвовал в хоре и разных ансамблях с малолетства. Петь в хоре – какой-то невероятный творческий ребус. Ты берешь новое произведение, можешь и привнести в исполнение что-то свое, и положиться на коллег, а вместе получается прекрасный результат. И если при этом звучат овации – не только родственников, но и еще чьи-то, – то вообще чувствуешь себя невероятно счастливым.
Я не видел людей, которые поют в хоре и говорят, что они несчастны. Даже если у них есть какие-то трудности, они встают в хор, начинают петь и все трудности уходят на второй план. Как правило, это так.
На Ваш взгляд, какая основная ценность конкурса «Битва хоров!»?
Когда люди занимаются хоровым искусством где-то в глубинке или в спешащем городе, они могут чувствовать, что занимаются чем-то порой невостребованным, без единомышленников, просто для души. И когда они видят, что таких, как они, сотни тысяч, у них сразу вырастают крылья: я все делаю правильно, не зря, все это кому-то нужно. И в этом смысле у «Битвы хоров!» прекрасная миссия объединять людей, хоры, давать энергию.
И, кроме того, хоровое пение возрождает традиции России и одновременно позволяет экспериментировать, создавать что-то новое в соответствии со временем. «Битва хоров!» позволяет хорам сверить часы и посмотреть, что же происходит у других, кто над чем работает. Это включает конкуренцию и соревнование, а, значит, развитие.
Как Вы оцениваете перспективы хорового искусства?
Мне сложно судить, но этих перспектив с появлением «Битвы хоров!» точно стало больше. Хочется сломать стереотип о том, что хор – это субстанция из нарядно одетых людей, одинаково громко поющих. На самом деле мы искали хор со своим лицом, со своими индивидуальными особенностями, с проявляющимися личностями. Прекрасно, когда хормейстеры выходят со своими коллективами на сцену. Это часть хорового перформанса, и при этом индивидуальность дирижера отчетливо видна зрителю.
Сейчас есть большая тенденция на развитие хорового искусства: появляются и специальные ютьюб-каналы, и большие международные конкурсы. Я думаю, что мы станем частью это большой тенденции – петь хором, петь в разных стилях и направлениях, на разных языках. Но главное – получать удовольствие и дарить удовольствие зрителям.
Как Вы считаете, может ли хоровой коллектив стать популярным наравне с известными эстрадными коллективами?
Как показала практика, у хоров есть шанс стать известными. Особенно, наверное, это касается эстрадного направления: я думаю, что хоры, которые сегодня трактуют по-своему хиты, ставшие достоянием миллионов, имеют право на известность – публика с удовольствием воспринимает такую подачу хорового искусства. И, конечно, уже есть и звездные хоры, на которые ходят, и популярные хоровые фестивали. Даже Евровидение делало пробную попытку запустить хоровое направление конкурса. Поэтому, я думаю, сегодня есть большие перспективы стать популярным хором.
И как только один из коллективов добьется внимания миллионов и популярности, это станет стимулом для всех остальных, надеюсь, так оно и будет.
Всем удачи! В следующем году ждем ваши заявки! Давайте не теряться, давайте общаться, давайте делиться музыкой и делать мир чуточку лучше, у нас с вами это получается, не будем останавливаться.
Всероссийский конкурс «Битва хоров!» проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по делам молодежи, Всероссийского конкурса «Большая перемена», Арт-кластера «Таврида».
Организатор конкурса – Санкт-Петербургская региональная общественная организация развития культуры и искусства «МирАрт».