«Светлая любовь»…

Так называется лирический одноактный балет якутского композитора, заслуженного деятеля искусств РС(Я), автора Гимна РС(Я) Кирилла Герасимова, премьера которого состоялась 20 мая на сцене Государственного театра оперы и балета РС(Я) им. Д.К. Сивцева – С. Омоллона.

Это новое сочинение маститого автора, в сюжетной линии которого получили воплощение вечные темы любви и ревности, предательства и самопожертвования. В центре композиции – драматические переплетения отношений главной героини и двух, влюбленных в нее, братьев.

В прошлом году на этой же сцене состоялась премьера первого детского балета Кирилла Герасимова «Сказочная долина», поставленная силами юных артистов Якутской балетной школы им. А. и Н. Посельских.

Автором либретто балета «Нарын таптал» («Светлая любовь») является хореограф-постановщик, заслуженная артистка РФ и РС(Я), член Союза театральных деятелей РФ Екатерина Тайшина. Любовный треугольник приводит к завязке конфликта, гибели старшего брата и чудесному его воскрешению после камлания зловещей шаманки-удаганки, взявшей в уплату красоту невинной девушки.

Следует отметить удивительный мелодический дар автора музыки. Напевная, лиричная лейттема оживляющей, всевластной любви, украшенная глубокими выразительными гармониями, – настоящая находка композитора. Сцена шаманского камлания, основная тема которой взята из симфонической картины «Танец удаганки» автора, гармонично вписалась в канву балета. Грозный, пугающий мотив характеризует темные, иррациональные силы, хаос и мрак. Изломанная, отрывистая тема ревности так же носит повышенно эмоциональный характер. Лейтмотив горя построен на характерной интонации «дьиэ-буо» с якутскими кылысахами. Это предел отчаяния, мольба о спасении… В целом, тематизм балета, – запоминающийся, яркий, выразительный, построенный на интонациях традиционного фольклора земли Олонхо, – отражает малейшие нюансы поведения персонажей, создает неповторимую, особую атмосферу балета.

Дирижером-постановщиком спектакля является лауреат международных конкурсов Николай Пикутский, отлично чувствующий природу национальной симфонической музыки и не раз дирижировавший премьерами произведений якутских авторов.

Лаконичные декорации к балету оформила опытный художник-постановщик театра, заслуженный деятель искусств РС(Я) Саргылана Иванова.

В главных ролях выступили ведущие солисты якутской балетной сцены. Так, роль старшего брата Ньургуна блестяще исполнил премьер якутского балета, заслуженный артист РС(Я) Сарыал Афанасьев. В партии главной героини Нарыйааны выступила молодая солистка, дипломант международного конкурса Мария Кузьмина. В ее исполнении роль влюбленной девушки, приносящей себя в жертву во имя спасения возлюбленного, прозвучала искренне и естественно. Особенно драматично в исполнении балетной группы театра выглядела сцена шаманского камлания, во время которой были попраны все мыслимые законы гармонии и природы. Противоречивый образ младшего брата Сандала, – виновника гибели брата и в то же время защитника девушки, – ярко и выразительно исполнил лауреат международных конкурсов, молодая звезда якутского балета Валерий Аргунов. Особую роль в развитии сюжетной линии играли «темные» образы Кутуруксута (Афанасий Максимов) и Черной Шаманки (заслуженная артистка РС(Я) Динара Гасанбалаева), появляющихся из Нижнего мира в моменты горя и отчаяния главных героев.

Премьера балета прошла с большим успехом. Публика тепло приняла новую работу творческого коллектива оперного театра и продолжительными аплодисментами поблагодарила авторов и участников спектакля.

Кандидат искусствоведения, доцент,

ответственный секретарь Союза композиторов РС(Я)

Чаянда Скрыбыкина

20.05.2022

балет якутского композитораВалерий АргуновДинара Гасанбалаевакирилл герасимовМария КузьминаНарын тапталНиколай ПикутскийОлонхоСаргылана ИвановаСарыал Афанасьевтеатр оперы и балета Республики СахаЧаянда Скрыбыкинаякутский балет

В России

Все новости