Премьера двух концертных пьес одного из выдающихся русских композиторов XX века Эдисона Денисова «Голубая тетрадь» и «Жизнь в красном цвете» с участием звезд Пермской оперы состоялась в пермском академическом Театре-Театре. Сценическая версия этих произведений в рамках одного проекта представлена впервые в России, рассказал автор идеи и музыкальный руководитель постановки заслуженный деятель искусств России Валерий Платонов.
«Театр-Театр уже много лет позиционирует себя как театр практически музыкальный, и мне показалось, что это может быть очень интересный эксперимент, очень интересный опыт соединения академической музыки и возможностей Театра-Театра. Дело в том, что и то, и другое сочинение предназначены исключительно для концертной эстрады. Но «Голубая тетрадь», которая написана на тексты Хармса и стихи Введенского, вся пронизана некой театральностью. И я подумал, что играть это просто в концерте тоже здорово, но если это наполнить подлинной театральностью, то это может быть намного интересней. А поскольку в моем понимании «Голубая тетрадь» и «Жизнь в красном цвете» внешне очень непохожи, а по глубинным смыслам очень близки, это можно построить в единый спектакль», — рассказал Платонов.
В создании музыкального спектакля по пьесам Эдисона Денисова для меццо-сопрано, сопрано, чтеца и камерного оркестра помимо дирижера Валерия Платонова участвовали еще несколько известных пермских деятелей культуры: режиссер Марк Букин, художник-постановщик Александр Новиков, художник по свету Петр Стабровский и звукорежиссер Андрей Платонов. Исполняют пьесы камерный оркестр Пермского театра оперы и балета, ведущий актер Театра-Театра Александр Гончарук, а также звезды Пермской оперы — Наталья Буклага (меццо-сопрано) и Надежда Павлова (сопрано).
Идея соединить в спектакле две пьесы Эдисона Денисова принадлежит музыкальному руководителю постановки Валерию Платонову. По его словам, личность и творчество композитора заинтересовали Платонова еще в 1989 году, когда на сцене Пермского театра оперы и балета была поставлена опера «Пена дней». Во время гастролей этой постановки в Москве дирижер лично познакомился с Денисовым и получил из его рук стопку партитур, в том числе партитуры концертных пьес «Жизнь в красном цвете» и «Голубая тетрадь».
«Жизнь в красном цвете» некоторое количество раз исполнялась и в Москве, и в Европе, и даже в Перми в рамках Дягилевского фестиваля в 2019 году. Но сценическую версию никто до сих пор не делал. Безусловно, это эксперимент, — пояснил Платонов. — Сценическая подача помогает зрителю услышать красоту сложной музыки Эдисона Денисова и постичь глубинные смыслы текстов, которые объединены размышлением о человеческой жизни и ее конечности, о важности самосовершенствования и возвышения человеческого духа».
О текстах и музыке
Пьеса «Голубая тетрадь» написана на стихи Александра Введенского и тексты Даниила Хармса. Оба этих автора пытаются осмыслить реальность через абсурдность простых бытовых ситуаций, из них рождается смысл жизни. В основе «Жизни в красном цвете» — стихи Бориса Виана, повседневная реальность которых — метро, улицы мегаполиса и атомная гонка.
Как пояснил музыкальный руководитель постановки, музыка Денисова сложна в исполнении и непроста в восприятии. Однако, сделав некоторое усилие над собой, зритель может открыть для себя чувственность, эмоциональность и даже трепетность хаотичных на первый взгляд звуков. Воздействие музыки усиливается также и камерностью площадки, на которой поставлен спектакль, — постановка идет на малой сцене Театра-Театра «Сцене-Молот», где всего 130 мест.
Для этого спектакля привычный малый зал театра трансформирован: зрительские кресла интегрированы в сценографию спектакля, а дирижер, музыканты, исполнители находятся на расстоянии вытянутой руки. Художники Александр Новиков и Петр Стабровский создали для спектакля визуальный ряд, построенный на работе со светом и видеопроекциями.
«Важный вопрос для меня в этой работе — что является ценностью. Человек — это ценность или маленькая и легко заменяемая деталь в большой системе? К сожалению, в социуме на сегодняшний день нет потребности сохранить конкретную индивидуальность, обеспечить условия, в которых она бы не стиралась, не становилась частью общего, а продолжала оставаться неповторимой. «Жизнь в красном цвете» — это мой ответ: человек — это самое главное, это индивидуальность, которую нужно ценить и беречь», — пояснил режиссер спектакля Марк Букин.
Пермский академический Театр-Театр — один из ведущих театров Перми. Он был создан в 1927 году как Театр рабочей молодежи, а затем стал называться драматическим. В 2007 году Пермский академический театр драмы переименовали в Театр-Театр, главной идеей превращения было создание внутри театра особого сценического пространства, посвященного театру как роду искусства и вмещающего в себя максимальное количество театральных форм. Спектакли театра неоднократно были удостоены российской премии «Золотая маска».
По материалам ТАСС