Наталья Эллер: гусли — моя любовь

Современная жизнь становится все богаче материально и все беднее духовно. И хотя высокая культура никогда не была высшей ценностью общества, сегодня особенно видно, как теряется интерес к классической музыке, уходит вкус к хорошей литературе, театру. Это большая проблема нашего общества, и много лет назад я решила, что пропаганда настоящей культуры станет моей главной деятельностью.

Для себя я выбрала две линии развития – музыка и журналистика. Я играю на многих инструментах: музыкальное образование получила по классу аккордеона, освоила фортепиано, флейту, балалайку, а немного позже главным инструментом стали гусли.

Гусли – моя большая любовь! Удивительный инструмент, на котором можно исполнить древние, не только русские, но и кельтские, японские, китайские, тюркские, марийские мелодии. В этот список можно включить, наверное, любую национальную музыку. На гусли хорошо ложатся произведения классиков – Л.В.Бетховена, П.И.Чайковского. Этот инструмент отлично сочетается в ансамбле, как со старинными, так и современными инструментами, моя задача состоит в том, чтобы показать, насколько гусли — богатый и разнообразный инструмент.

Я родилась, получила образование, состоялась как личность в городе Хабаровске, на берегах великой дальневосточной реки Амур. В нашем городе много замечательных музыкальных педагогов, один из которых и подтолкнул мой интерес к гуслям. Евгений Николаевич Горковенко сам не играл на гуслях, он был баянистом, и балалаечником и, кроме того, талантливым композитором и педагогом, но благодаря ему, я стала изучать гусли. В небольшом селе под Хабаровском мы с Евгением Николаевичем нашли Александра Хомченко — мастера, изготовлявшего гусли. Вскоре у меня появились первые инструменты, сделанные талантливыми руками Александра, с совершенно удивительным естественным звуком, таким, какой, вероятно, был у гуслей изначально.

Я начала осваивать инструмент со старинных баллад: легенда об Анне Болейн в произведении «Зеленые рукава», «Падре де Падре» — рассказ о небольшом народе в Испании, ценою своей гибели сохранившем собственное понимание веры. В моем репертуаре появилась японская «Акатомбо» (Красная стрекоза) — культовое фольклорное произведение древней Японии, мелодии Кореи, Китая. И, конечно же, русские мелодии, и не только фольклор, но и классические произведения Петра Ильича Чайковского, Михаила Ивановича Глинки и других русских композиторов. Уже в Татарстане начала изучать национальную музыку татарского народа, основанную на пентатонном строе.

Еще в Хабаровске обратилась к флейте, как к инструменту, дополняющему гусельную музыку, а игра на флейте породила идею о соединении гусельного исполнения с другими инструментами. Недавно мы с композитором и гитаристом Виталием Харисовым провели интересный эксперимент по объединению в ансамбль гуслей и лютни.

Мои музыкальные увлечения хорошо легли на журналистскую деятельность. Работая в Дальневосточном представительстве газеты «Известия», журнале «Российская Федерация сегодня» (официальный журнал совета федерации РФ), международном журнале «Россия в АТР» мне приходилось писать на самые разные темы, в основном, экономического характера. Это интервью с дальневосточными губернаторами, руководителями крупного бизнеса, представителями академической науки, но главный интерес всегда лежал в области культуры, и особенно культуры музыкальной.

Дальний Восток – край удивительно мелодичной природы. Огромные просторы, где между двумя селами можно проехать десятки километров, а плотность населения в некоторых регионах меньше одного человека на квадратный километр. Для понимания масштабов – один пример. Только Хабаровский край — один из регионов Дальнего Востока по площади примерно 11 Татарстанов. Когда Амур выходит из берегов, то с вершины Хабаровского утеса кажется, что город стоит на берегу моря. Для нас не новость медведь, зашедший в торговый центр, или тигры, гуляющие по зимним дорогам в окрестностях города. А в 2015 году в гостиницу «Интурист» ворвался кабан – секач, переплывший Амур.

Хабаровский край — дикий и неосвоенный, как и двести лет назад, кругом тайга, но Хабаровск – это город со своей культурной историей, прекрасными театрами, филармонией, многочисленным и значимым культурным сообществом. Особая гордость Хабаровска – Дальневосточный симфонический оркестр, дирижером которого на протяжении 40 лет был народный артист России Виктор Зигфридович Тиц. С оркестром не раз выступали Гергиев, Башмет, Спиваков, солисты ведущих оперных театров России и Европы.

Мое первое интервью с музыкантом мирового уровня Дмитрием Коганом пришлось на дальневосточный период жизни. Мы несколько раз встречались с Дмитрием, и в одну из этих встреч я предложила пообщаться с Хабаровской молодежью за чашкой чая. Неформальная встреча состоялась в школе, там Дмитрий играл на скрипке Гварнери. Думаю, это был самый необычный концерт великого скрипача, игравшего на лучших площадках музыкальной Европы и для нас исполнившего в совершенстве все каприсы Паганини.

Дмитрий Коган стал одним из ярких эпизодов хабаровского периода. Но, не менее интересной была встреча на земле Якутии с итальянским дирижером Фабио Мастранджело; представитель вечно летней Италии — на вечной мерзлоте бескрайней Якутии.

2018-2019 годы работала в центральной редакции газеты «Известия» в Москве. На этот период приходится целый ряд статей о жизни и творчестве людей, ставших знаковыми личностями Советского Союза и современной России: Евгений Дога, Эдуард Артемьев, Сергей Скрипка и ряд других.

В то время я стала учредителем и главным редактором газеты «Восточный Рубеж», рассказывающей молодежи об истории и культуре родного края, в том числе, военного периода, помимо того, занималась организацией концертов для ветеранов и молодежи с участием известных артистов.

Последние три года я живу и работаю в столице Татарстана. Казань — город высокой культуры со сложившимися музыкальными традициями, замечательными театрами, певцами, музыкантами и композиторами. И хотя я опять пишу о бизнесе и экономике, благо, Татарстану есть чем гордиться в области хозяйственных достижений, но, по-прежнему, считаю своей главной миссией рассказывать о деятелях культуры. Уже в Казани я писала о гитаристе, композиторе, преподавателе казанской консерватории Виталии Харисове, помимо того играющем на лютне – инструменте средневековой Европы. Рассказывала о создателе и руководителе одного из лучших академических коллективов России «La Primavera» Рустеме Абязове, в планах — статьи о казанских оперных певцах, художниках, поэтах, прозаиках.

И, конечно, я продолжаю играть на гуслях. Я хочу показать казанским любителям музыки, насколько это богатый, совершенно наднациональный инструмент. Гусли — это и фольклорный инструмент, и классический. На гуслях играли все народы Поволжья: татары, марийцы, чуваши, удмурты, мордва. И сегодня гусли должны занять достойное место на концертных площадках России, как инструмент с богатейшим прошлым и замечательным будущим.

Меня больше всего привлекает концертная деятельность, но стараюсь не забывать и первое образование, которое было не только музыкальным, но и педагогическим. В Хабаровске, да уже и в Казани есть опыт работы с маленькими детьми по системе выдающегося европейского педагога Карла Орфа. Его базовая идея – использование народной музыки и инструментов для воспитания эстетического чувства и личностного развития, на мой взгляд, сегодня может быть даже более актуально, чем когда-либо. Думаю, музыкальное развитие, воспитание развитого эстетического чувства — это вневременная задача, актуальная всегда и везде.

Я открыла для себя Казань, как город, в котором есть мощный пласт музыкальной культуры, и я искренне рада жить в таком духовно богатом и красивом городе.

Наталья Эллер

гуслигуслярНаталья Эллер

В России

Все новости