В мир музыкального искусства — с Борисом Андриановым

В 16 лет он стал лауреатом I Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, а спустя год получил I премию и Гран-при на конкурсе в ЮАР. На VI Международном конкурсе виолончелистов Мстислава Ростроповича в Париже он был первым представителем России, удостоившимся звания лауреата за всю историю состязания. «Молодой русский музыкант играет как бог: трогающий до глубины души звук, прекрасная мягкая вибрация и мастерское владение инструментом сотворили из неприхотливого концерта Боккерини маленькое чудо», – писала о его выступлении в Берлинской филармонии немецкая газета «Берлинер тагесшпигель». Все это – про заслуженного артиста России Бориса Андрианова.

20 декабря один из самых ярких представителей отечественной виолончельной школы впервые дал концерт с Камерным оркестром Чувашской государственной филармонии под руководством Сергея Григорьева при содействии Министерства культуры России и Московской государственной академической филармонии. Концертную программу посетила министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии Светлана Каликова.

Имя заслуженного артиста России Бориса Андрианова – из разряда тех, на которые идут. Концерт стал своеобразным экскурсом в мир музыкального искусства с его многообразием эпох, стилей и направлений. Аскетичное генделевское Кончерто гроссо Соль мажор op.6 №1 с чередой барочных секвенций (солисты – народный артист Республики Татарстан Сергей Емельянов, Сергей Григорьев, Алексей Егоров) сменил абсолютно классический и по форме, и по содержанию гайдновский концерт До мажор с его изяществом линий, ясностью тонального плана и кристальной чистотой интонационного строя. Ну а дальше – буйство фантазии, эмоций, красок. Таковы колоритная сюита «Из времен Хольберга» Э. Грига, пронизанная ритмами сарабанды, ригодона, гавота, и блистательные Вариации на тему рококо П. Чайковского – яркие образцы музыкального романтизма с богатством гармонической палитры и возросшей ролью мелодического начала. Солист продемонстрировал тонкое чувство стиля и максимально достоверное воплощение авторского замысла, точное попадание в созданный композитором образ и, в то же время, самобытное и глубоко индивидуальное прочтение партии сквозь призму собственного «я». Его смычок двигался по струнам настолько плавно, что временами казалось, будто перед нами вовсе не музыкант, а художник, рисующий бесконечные по протяженности линии, не отрывая кисть от холста. Виолончель для Бориса Андрианова – словно сама душа, его тело настолько сроднилось с ее корпусом, что временами казалось, будто не он управляет ею, а наоборот. Вот она начинает возмущенно гоготать, пронзая такт за тактом своим глуховатым звучком, вот резко меняет тон и запевает холено и по-барски, точно любезничая с каждой оркестровой группой. Но, главное, всякая виолончельная тема в исполнении Бориса Андрианова напоминает человеческую речь – столько в ней теплоты, проникновенности, живости интонации. Солист бережно вносит в зал каждую фразу, словно боясь расплескать ее звуки, и даже обычная, ничем не примечательная гамма в его руках расцветает творением муз.

Особый шарм повествованию придавал галантный дирижерский жест маэстро Сергея Григорьева, также хочется подчеркнуть бесценное умение оркестрантов не просто существовать на сцене бок о бок, а активно взаимодействовать и работать сообща, вместе создавая полноценный музыкальный продукт.

Мария Митина

борис андриановМария МИТИНАЧувашская государственная филармония

В России

Все новости