Уникальным является факт причастности к музыкальной культуре представителя власти-президента Р.Н. Татарстан, возглавившего данное движение. Он внимательно следит за развитием творческих поисков руководителей и участников музыкального фестиваля, и ежегодно напутствует участников и зрителей этого неординарного события на решение новых творческих задач. Перед VI фестивалем » Узгәреш җиле «, президент дал ему следующую оценку: «Сегодня с полным основанием можно заявить, что этот самобытный проект занял прочное место в культурной жизни нашей республики, стал долгожданным событием и настоящим праздником музыкального искусства. Органичное слияние яркого национального наследия, новаторских решений и современных эстрадных веяний, объединение по-настоящему увлеченных и талантливых людей вокруг непреходящих ценностей созидания, вывело татарскую песню на качественно новый уровень исполнения и популярности.»*
Каждый год меняются исполнители фестиваля, но к настоящему времени уже сложился состав певцов и инструменталистов, которые пытаются достичь определенных результатов в постановке задач фестиваля.
Главные из них связаны с амбициозными целями, — добиться вхождения татарских песен в пространство российского шоу-бизнеса и обновить современные требования в этой сфере в области музыки, текстов, художественного стиля, современной манеры исполнения поп-музыки. В итоге, татарская эстрада должна стать конкурентно способной в песенном шоу-бизнесе мирового масштаба. А для этого, татарские мелодии должны быть близкими сердцу не только коренным татарам, но и средне-статистическому слушателю далеко за пределами России.
За три- четыре года руководителям и участникам «Узгәреш җиле» удалось добиться определенных результатов, с которыми слушатели имели возможность познакомиться на концертах. К примеру, многие хорошо знакомые народные и авторские песни прозвучали в стиле «Диско», хип-хопа, танго, фанка и других форматах поп-музыки, включая джазовый стиль. Идет активный поиск оригинальных способов обновления национальной мелодии за счет обогащения музыкально-стилистических средств, что позволяет достичь новой краски звучания в традиционных образцах и классических примерах эстрадных мелодий, сочиненных во второй половине 20-го столетия.
В 2019 году продюсер проекта- Р.С Мухаметзянов, подводя первые итоги фестиваля, заявил, что:» За четыре года работы был освоен и переосмыслен огромный материал — свыше 150-ти песен, созданных в 19-20-х вв. Мы меняли аранжировки, экспериментировали со стилистикой, придумывали неожиданное оформление, режиссировали необычные постановки. Для участия в проекте мы привлекли множество творческих людей, лучшие голоса республики, плеяду приглашенных мастеров высочайшего уровня. Мы не боялись пробовать и идти на риск в поисках новой идентичности татарской песни… мы перевернули привычный взгляд на национальную эстраду, доказав, что в ее качественном развитии нет преград, и любые ограничения лежат только в плоскости нашего мышления; к судьбе татарской песни привлечено огромное внимание публики и профессионалов. За три прошедших сезона, в проекте прозвучало свыше ста композиций: они обогатили репертуар артистов, исполняются на представительских мероприятиях, звучат по радио и телевидению.»**
Действительно, можно назвать конкретные примеры достойной популяризации татарских песен за пределами Татарстана: на концертах в Государственном Кремлевском Дворце в Москве и в одном из лучших залов мира — в Карнеги-Холл, в Нью Йорке 17 января 2020 года. В программе были представлены татарские народные и авторские песни: Салиха Сайдашева, Александра Ключарева, Загита Хабибуллина, Рустема Яхина, Резеды Ахияровой.
Песенное искусство Татарстана, по отзывам зарубежной прессы, вызвало особый интерес у татар, проживающих в США, а также у самой широкой интернациональной демократической публики.
Концерты VI фестиваля «Узгәреш җиле» воссоздали атмосферу празднества и торжества уникальных традиций татарской мелодической культуры. В большинстве выступлений исполнителей Татарстана был достигнут высокий уровень исполнительского мастерства. Лучшее впечатление создалось от выступления Айдара Сулейманова, Ильнара Миранова, Гульноры Гатиной, Алины Шарипжановой, Эльмиры Калимуллиной, Максуда Юлдашева, Марселя Вагизова, Ильгиза Шайхразиева, Амира Ахмадишина, Руслана Сайфутдинова, Ильгиза Мухутдинова, Ксении Коробковой. Они блестяще исполнили татарские народные мелодии и композиторские сочинения.
Этому способствовали такие важные факторы, как продуманное оформление сцены, уникальные декорации, световое оформление, со вкусом выполненные костюмы, компьютерная графика, искусство хореографии, звукорежиссура, работа стилистов. Стоит назвать наиболее удачные концертные номера. Это: «Кар сулары»(«Талая вода») Резеды Ахияровой в исполнении Ильнара Миранова, «Җидегән чишмә»(«Родник «) Сары Садыковой в исполнении Алины Шарипжановой, народная песня «Ямщик» в исполнении Руслана Сайфутдинова, «Бергенә сүз» («Одно только слово») Рустема Яхина в исполнении Гульноры Гатиной, «Моңлы гармун»(«Задушевная песня») Рустема Яхина, исполнил Амир Ахмадишин, «Кошкы ялкын» Э.Низамова в исполнении Эльмиры Калимуллиной, «Күн авылы көе»(«Напев деревни Кун»)исполнил Марсель Вагизов, татарская народная песня «Ак каен» («Белая береза») в исполнении Юлии Гарифуллиной и др.
Многие номера подавались в театрализованном виде, песни насыщались театрализованным действием, превращаясь в «песню-театр». Джазовый ансамбль с замечательными солистами создавал ритмическую и фактурно-гармоническую основу номеров. Балет «Стрит джаз» ,несомненно, оживлял вокальное исполнение, раскрывая содержание татарских мелодий. Костюмы, выполненные с художественным вкусом, также гармонировали с жанром традиционных и авторских напевов.
Музыкальный руководитель фестиваля Вадим Эйленкриг со своей командой поставили перед собой благородные и далеко идущие цели, — сформировать новую эстетику татарской поп-музыки первой четверти 21-го века, сохраняя мелодическое богатство уникальной мелодической культуры татарского народа. Следующая цель связана с повышением профессионализма исполнительства мастеров татарской эстрады для новых конкурентоспособных возможностей в мировом шоу-бизнесе. О достигнутых уже успехах В. Эйленкриг отмечает следующее: «Теперь мы можем говорить с миром языком татарской музыки и мы проверили это аншлаговым шоу в главном концертном зале мира — Карнеги-холле. Мне кажется, что мы задали некую планку профессионализма, с которой будут соотносить все новые музыкальные продукты как профессионалы индустрии, так и зрители. Я считаю, чтобы донести свою идею, не надо ее упрощать, нужно максимально качественно ее преподнести».
Планы грандиозные — посмотрим, насколько плодотворно будет их воплощение в будущем развитии татарской песенной эстрады. Пока восприятие новаций широкой публикой — 50 на 50…
Маргарита Файзулаева
Заслуженный деятель искусств России и Татарстана
* «Узгәреш җиле»(«Ветер перемен»). Национальная эстрада в новом звучании. Буклет. Казань. 2021 г. с.2.
** » Узгәреш җиле»(«Ветер перемен»).Национальная эстрада в новом звучании.Буклет.Казань,2019.С.9.
Фото — Ильнар Тухбатов