1-го декабря в малом зале Казанской Консерватории прошёл концерт студентов-композиторов. Особенность его заключалась в том, что музыка была написана студентами без взаимодействия со своими педагогами, полностью самостоятельно. Это условие привнесло в концерт дух эксперимента и неизвестности – ведь все произведения исполнялись впервые. Концерты такого формата уже давно стали ежегодными и традиционными для кафедры композиции Казанской Консерватории. Но каждый раз – это интрига, поскольку мы можем услышать каждого из студентов-композиторов в качестве свободного художника. Это даёт нам понимание о том куда же направлены их собственные векторы творчества. Отсутствие каких-либо жанровых ограничений позволило концерту прозвучать очень разнонаправленно.
Начался он с произведения Ольги Беляниной для фортепиано под названием «Экспресс», которое она исполнила сама. Автор говорит, что главной идеей произведения было: «рассказать о быстротечности жизни человека, что всё когда-то приходит и уходит в неизвестность. Это своеобразная метафора странствования человека, преодоление им трудностей и невзгод». По мере разворачивания темы выявились характерные ладовые особенности, среди которых наиболее явно прозвучали элементы лидийского лада, целотоновость, а также заложенные в начальной теме игры с альтерацией. Пьеса имеет выраженную кульминацию, в которой становятся едва уловимы начальные интонации.
Следующий номер приоткрыл нам лирическую сторону концерта. Это был новый романс Айдара Абдрахимова для вокала и гитары на стихи татарского поэта Ильяса Фархуллина под названием «Әлегә син бары хыялым» («До сих пор ты моя мечта»). Его исполнили Динар Шарафетдинов и сам автор. В романсе проступает стиль композитора, который часто в своём творчестве обращается к пентатонике, однако, трактует её таким образом — что гармонический язык проявляет себя богато и пластично. Следует также обратить внимание на отчётливо запоминающийся мелодизм, который при этом разворачивается не тривиально, тем самым более широко раскрывая градиент настроения.
После этого прозвучало ещё одно вокальное произведение. Это песня композитора Григория Пискунова «Я зажигаю фонари» для сопрано, скрипки, альта, виолончели и фортепиано, которую исполнили: Виолетта Ченина, Азат Нургаянов, Фёдор Курочкин, Давид Черниченко и Екатерина Михайлова. Мелодизм песни совместно с интересно аранжированным звучанием камерного ансамбля способствовал погружению слушателя в атмосферу уюта и волшебства.
Далее мы услышали произведение Георгия Полищука под названием «Уютный Медведь» в исполнении Фариды Нуруллоевой. Произведение написано в необарочном духе и имеет тематически насыщенную, полифонизированную фактуру. Тематизм пьесы развивается очень динамично, обладая при этом как динамическим, так и регистровыми и фактурными контрастами внутри темы. При этом следует заметить, что исполнение этой музыки представляет для пианиста весьма непростую задачу.
Вслед за этим прозвучал вокальный дуэт «Who are you?» Лилии Исхаковой, который был исполнен ею в дуэте с Маргаритой Полушкиной. Сама автор говорит об этом так: «Произведение написано в шутливо-карикатурном стиле, на стихи Эмили Дикинсон. За карикатурный образ взята пародия на клишированную оперную арию, которая возникает в середине пьесы на словах I’m somebody. Одновременно говорится, что только лягушки на болоте так выкрикивают свои имена. Somebody поет арию, изображая типичные жесты оперной «дивы», ее личность в итоге стирается, возникает перевёртыш – somebody на самом деле nobody. А те, кого зачастую называют nobody являются личностью.» Отметим, что главным художественным средством здесь является вовсе не тематизм, а идея противопоставления. Структура и суть двух вокальных партий максимально удалены друг от друга, что очень наглядно иллюстрирует «идею перевёртыша» из стиха Э. Дикинсон. Таким образом, в данном произведении отражена проблема очень актуальная в современном искусстве – когда слишком однобокое стремление заявить о себе нивелирует индивидуальность художника. Вторая же сторона этого перевёртыша поднимает философский вопрос о частом несоответствии масштабов личности человека с его известностью, который в наш век развития и расширения сферы пиар-технологий становится особенно актуален.
Следующим произведением стало «Рондо-инферно» Романа Королёва для альта и фортепиано в исполнении Фёдора Курочкина и Фариды Нуруллоевой. Своё произведение Роман посвятил советскому композитору, ученику Мясковского — Георгию Киркору. Кружась в размере 6/8 произведение способствовало погружению слушателей в атмосферу загадочности и сумрака. Гармонический язык произведения вполне традиционен. При этом оно таит в себе неожиданные контрасты и отчётливый тематизм. Помимо этого, в музыке отчётливо проступают элементы танца.
Следующее произведение «Структуры» было написано Анастасией Костюковой для скрипки соло. Оно прозвучало в исполнении Азата Нургаянова. В этой пьесе нашло своё воплощение характерное для композитора стремление исследовать природу звука, природу музыкальных инструментов. Произведение проводит нас через меняющийся ряд состояний путём смены техник игры и фактуры. Оно показало нам ещё один вектор в искусстве, отличалось от всех по идее и принципам и ещё больше усилило разнонаправленность концерта.
Прозвучало произведение Кирилла Куликова «Венецианский Триптих» для бас-кларнета и фортепиано в исполнении Дениса Кропачева и автора. Началось оно со вступления фортепиано, в которое постепенно, посредством трелей, вплетается бас-кларнет. Ко второй половине произведения из разрозненных реплик фортепиано и бас-кларнета складывается более продолжительная тема, с тревожной пульсацией. Однако, вскоре эта тема возвращается на замкнутый круг и заканчивается. Мрачный, окутывающий пространство тембр бас-кларнета подчёркивает драматизм настроения и в тоже время его меланхоличность.
Вслед за этим прозвучала «Зимняя история» Елены Басовой. Она была исполнена на двух роялях Полиной Рякиной и Александрой Павловой. Изначально инструментальный состав был иной – маримба и вибрафон. Нивелирование тембров, произошедшее при замене инструментов, однако, не помешало пьесе донести основную идею и настроение. Сама композитор говорит о нём так: «моё произведение написано под влиянием творчества Владимира Мартынова, а именно под впечатлением его сочинения «Дети выдры». Используя минимальные средства музыкального языка, я пыталась создать образ холодного зимнего вечера с неожиданно весёлыми и игривыми интонациями сельского праздника со звоном бубенцов». Хотелось бы отметить, что несмотря на приверженность автора некоторым канонам минимализма в этом опусе, здесь присутствуют контрасты и развитие действия.
Закрывала концерт задорная, оптимистическая пьеса композитора Дмитрия Пахмутова для кларнета и бас-кларнета под названием «Весёлые озорники». Его исполнили Данила Федосеев и Денис Кропачев. Динамичность произведения гармонично сочетается в нём с ясностью изложения материала, а также с удобством исполнения. Пьеса прозвучало очень цельно, с драйвом и была одобрительно встречена слушателями.
В качестве многолетнего очевидца концертов подобного жанра, хочется отметить те изменения, которые приятно обрадовали. Данный жанр концерта всегда предоставляет композиторам большую степень свободы, а соответственно — энтузиазма. Однако, реализация этого свободного от оков энтузиазма обычно страдает в силу банальных причин. Это и недостаток умения композитора-студента самостоятельно воплотить идею во всей её полноте и просто слишком сырое качество исполнения, свойственное для концертов самостоятельных работ. Однако, на данном концерте, все произведения были представлены на уровне привлекательном для слушателей и вполне доступным для понимания идеи. В связи с этим хочется выразить благодарность замечательным музыкантам исполнителям, многие из которых уже долгое время с энтузиазмом помогают нашим композиторам реализовывать свои замыслы, не боясь исследовать эту «Terra incognita». Конечно, я думаю, что некоторые из прозвучавших произведений будут в дальнейшем доработаны авторами под руководством своих педагогов, но абсолютно точно можно констатировать яркость и удачность многих номеров концерта. А, стало быть, и их дальнейшую жизнь на сцене – ведь, пожалуй, самой главной наградой для произведения является факт его написания «не в стол». Также очень приятно было отметить достаточное количество зрителей в зале, несмотря на небольшое число участвующих в концерте композиторов. Надеюсь, что в скором времени они удивят и порадуют нас своими новыми опусами!
Алексей Коротков