Подслушанная красота

15 октября 2021 года Санкт-Петербургская капелла принимала авторский концерт знаменитого российского композитора Рашида Калимуллина — народного артиста России и Республики Татарстан, председателя правления Союза композиторов России, председателя Союза композиторов Республики Татарстан, автора проекта «Жемчужины русской и татарской музыки».

Зал был полон, радушен и дружелюбен — звучащая музыка располагала к себе, яркие мелодии можно было унести в памяти, как нематериальные сувениры.

Творческий путь Рашида Калимуллина богат разнообразием жанров: это и опера, и симфония, и одночастная симфоническая композиция, камерная инструментальная музыка, песни… Благодаря программе творческого вечера слушатели прикоснулись к многоцветью жанровой палитры.

Концерт открылся музыкой для оркестра «Звуки леса», написанной композитором под впечатлением от поездки на Гавайи. Беседуя с Аидой Алмазовой[1] о своей партитуре, Калимуллин высказывает пожелание: «Я хотел бы, чтобы люди видели красоту, которая их окружает, тонко воспринимали жизнь природы, её тепло, энергию». Самира Латып, ведущая концерта, поделилась с гостями зала Капеллы ещё одной, не менее ценной мыслью композитора: «Надо уловить то, что звучит в данную минуту, и успеть записать». В двух высказываниях, не противоречащих друг другу, заключён творческий метод Калимуллина — трепетное погружение в дыхание мира, восхищённое созерцание красоты, воплощение в звуках того непостижимого, пред чем, восторженный, замираешь. Творческое начало при таком подходе подобно метафоре из стихотворения Николая Заболоцкого — это «огонь, мерцающий в сосуде», способный нежно согреть и зачаровать, осветить всё вокруг вдохновляющим пламенем и указать путь.

«Звуки леса» — музыка таинственных шорохов, насторожённых шумов, которым нет названия, но их всегда чутко слышишь в лесу. Осторожное постукивание неопределённо-высотных ударных, чуть мистическое звучание вибрафона, ветерки у струнных, зовущие мотивы деревянных духовых — так Рашид Калимуллин воплотил в звуках говорящую лесную тишину. Утробное урчание самой земли, её животворящая сила ощущались в тембре диджериду, партию которого исполнял сам Рашид Калимуллин. Есть прелестная магия в моменте, когда композитор присоединяется к оркестру. Все изреченные в слове титулы (напомним, Рашид Калимуллин – обладатель множества званий) будто меркнут перед высоким служением красоте просто играющего на своём инструменте музыканта.

С развитием музыкальной ткани, лес начал танцевать, будто этническое священнодействие развёртывалось в его пределах. Длящееся медитативное движение в синкопированном ритме и пряном ладовом решении погружало в транс. Подобные медитативные формулы отлично живут, кстати, и в непрограммной музыке Рашида Калимуллина.

Вторым сочинением, исключительно для оркестра, «Симфоническими фресками» концерт завершился. Другие произведения Калимуллина, таким образом оказались в эффектном симфоническом обрамлении.

«Симфонические фрески» нравятся публике. Эта музыка удобна для мысленной визуализации, неслучайно и название столь живописно. В контрастных частях цикла можно детально «рассмотреть» и ожесточённость битвы (оркестровое тутти с выделяющимися медными тембрами), и трогающие душу пейзажи родины (соло фагота и других духовых, протянутые мелодии скрипок) — степень прописанности зависит от слушательской фантазии. «Фрески» неспроста театральны — в их основе материал оперы Рашида Калимуллина «Крик кукушки», написанной в 1989 году.

Внутри симфонической «рамки» творческого вечера Рашида Калимуллина прозвучал его Скрипичный концерт, созданный с почтением к традиции, опробованной временем и опытом многих поколений музыкантов. Схема концерта классична: три части, первая — скорая, темпераментная, вторая — неторопливая песенная кантилена, третья — энергичный взрывчатый финал. Солировал Станислав Малышев, скрипка в руках которого была и чувственна, и напориста.

Любопытно, что в первых тактах Калимуллин использовал цитату из «Шахерезады» Римского-Корсакова — сигнальную тему среднего раздела «Рассказа царевича Календера». Эмоционально близки «Шахерезаде» оказались и другие части скрипичного концерта. Знакомые черты «русского музыкального Востока» органично соседствовали с минималистичной музыкой в духе современных саундтреков.

«Лирическим интермеццо» концертной программы стали песни Рашида Калимуллина. Самира Латып рассказала печальную историю о том, что их не удавалось выпустить в теле — и радиоэфир, так как сочинения по неясной причине несправедливо отвергались Художественным советом радиокомитета Татарстана. Именно поэтому некоторые песни Калимуллина октябрьским вечером в Капелле публика услышала впервые. «Лирическое интермеццо» наполняли пять песен: «Восточная песня», «Вернись в мою жизнь», «Яблонька», «Ты позабудь» и «Когда же мы встретимся», все они исполнялись известными татарскими певцами: Алиной Шарипжановой (сопрано) и Айдаром Сулеймановым (тенор).

У каждой из песен, прозвучавших на творческом вечере, своя история. Так, например, однажды юбилейный вечер композитора в Большом зале Московской консерватории посетила поэтесса Татьяна Рогозина. Её лирическая душа так впечатлилась музыкой Рашида Калимуллина, что Татьяна решила подойти к автору с мыслью о создании совместного творения. Спустя время появилась проникновенная песня «Яблонька». А песня «Когда же мы встретимся», венец «лирического интермеццо», приобрела популярность благодаря певцу Хайдару Бигичеву: сейчас эта композиция особенно любима татарским народом.

  Летящие голоса артистов звучали настолько светло и увлекающе, что сломали языковой барьер: бо́льшая часть песен звучала на татарском языке, но русскоязычному любителю музыки вовсе не обязательно было владеть им, чтобы наслаждаться свободно льющимися мелодиями в лучших традициях благоденственной советской эстрады. Пение рождало в памяти ассоциации с фильмами о величии нашей бескрайней многонациональной родины, о чистой любви, честной жизни — тех непреходящих ценностях, без которых немыслима красота человеческого духа.

Мысль о красоте — связующая нить всего авторского вечера Калимуллина.

Красота музыки сочеталась с красотой исполнителей. Оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной (Рашид Калимуллин стоял у истоков Центра в Казани и принял немалое участие в создании оркестрового коллектива) выглядит на сцене изумительно эстетично. Игра фисташково-золотистого оформления зала Капеллы, строгих чёрных мужских и шелковисто-васильковых женских нарядов смотрелась по-настоящему художественно.

С момента создания коллективом руководит Анна Гулишамбарова. Российскому зрителю, думается, до сих пор непривычно видеть женщину-дирижёра на концертной эстраде, тем более ценно, что казанские музыканты транслируют равенство возможностей своим примером.

Анна твёрдой рукой держит свой коллектив в тонусе, добиваясь игры слаженной, но свободной.

В небольшом симфоническом коллективе важен вопрос баланса.  Коварный зал Капеллы во время исполнения симфонической музыки ведёт себя капризно, тяжело приручается, акустика такова, что часть партитуры сминается, если указания в нотах требуют значительной громкости. Под действием парадоксов зала солисты временами чудесным образом превращались в участников оркестра, теряясь в его звуковой плотности или становясь обертонами инструментальных линий. Благо, мелодизм Рашида Калимуллина интуитивно понятен, потому настроение музыки схватывалось без труда, затерявшиеся линии угадывались и домысливались.

Впрочем, технические моменты, связанные с балансом, не повлияли на общее тёплое и светлое впечатление, оставленное концертом. «Музыка должна трогать до глубины души. Вот к чему композиторам надо стремиться!» — говорил в одном из интервью Рашид Калимуллин. Поставленной цели главный герой творческого вечера в Капелле достигает самоотверженно и с громадной отдачей, даря слушателям незамутнённую радость соприкосновения с красотой.

Елена Наливаева


[1] Алмазова, А. А. Рашид Калимуллин и его роль в развитии многонациональной культуры России. — Музыкальная академия, 2017 (1). — Электронный ресурс. URL^ https://mus.academy/articles/rashid-kalimullin-i-ego-rol-v-razvitii-mnogonatsionalnoy-kultury-rossii (дата обращения: 20.10.2021).

анна гулишамбароваЕлена НаливаеваКрик кукушкирашид калимуллинСанкт-Петербургская капелласоюз композиторов россии

В России

Все новости