Центр современной музыки Софии Губайдулиной
Род Губайдуллиных. Село Байряка.
Ощущая в себе глубокие, созидательные корни своего рода, София Асгатовна как-то сказала: «Для меня важно, что я – продолжение рода Губайдуллиных. Психологически очень важно». Эти прочувствованные слова всемирно признанного композитора, еще более возвышают ее как музыканта – мыслителя, обладающего как и ее выдающиеся предки «мудростью посвященных».
Старинное село с необычным названием Байряка возникло на юго-востоке Казанской губернии предположительно в 1580-х годах. На местном башкирском и казахском языке оно означает «изобилие». Основателем могучего рода Губайдуллиных был Ибрагим – хазрят, направленный в село Байряка из Башкирского Ермекеево в конце 18 века. Именно он начал открывать медресе и внедрять прогрессивные методы обучения.
Фамилия Губайдуллиных происходит от имени прапрадеда композитора Губайдуллы – хазрята — сына Ибрагима. Он унаследовал от отца должность имама соборной мечети и явился основателем медресе «Губайдия» в селе Байряка Бугульминского уезда, ныне Ютазинского района Татарстана. Названное по традиции его именем медресе «Губайдия» было вторым по величине и значимости после Казанской «Мухаммадии». В начале века здесь обучалось около 500 шакирдов. Основатель медресе «Губайдия» мударрис (профессор) Губайдулла – хазрят обучался в Бухаре, Аравии, Индии. Его дети и внуки также получили хорошее образование. Благодаря построенной соборной мечети и деятельности ее имамов — Губайдуллы — хазрята, Габдулгали – хазрята и его сыновей Мухсина и Масгута, деда композитора, село Байряка более чем на сто лет стало одним из духовных центров региона.
Детство
Композитор София Губайдулина родилась в Чистополе 24 октября 1931 года в русско-татарской семье. Ее мать – Феодосия Федоровна Елхова, учительница младших классов, отец – Асгат Масгутович Губайдуллин, инженер-геодезист, выпускник Московского межевого института. «Мой отец татарин и моя русская мать образовали такую пару, которую нельзя было разделить ничем. Это любовь на всю жизнь, до старости…», — сказала София Губайдулина в одном из интервью.
Детство и юность Сании Губайдуллиной прошли в историческом центре Казани на тихой и уютной улице Тельманадоме № 29. ВКазани София Губайдулина прожила около 23 лет – с 1932 по 1954 год.
Старшая сестра Вера в своих воспоминаниях называет свою семью вненациональной, где главным было духовное развитие. «Воспитанием детей занималась мама. В это сложное время она достойно переносила все тяготы жизни, отказавшись от собственных интересов, и всегда оставалась ответственной, требовательной и достаточно суровой мамой…»
Сама София Губайдулина с особым восхищением говорит об отце. «Когда я думаю о своём детстве и юности, когда вспоминаю нашего отца, то меня охватывает чувство глубокой благодарности… Внутренняя доктрина отца – честность, необходимость сохранить ее во что бы то ни стало… Достичь и сохранить эту высоту мне помог мой отец…».
Учеба
Весь казанский период сама София Асгатовна называет «большой, основательной подготовкой». «Мне нужна была и психологическая, и чисто человеческая подготовка, и музыкальная. Я вообще ставлю этот период очень высоко, потому что Казань мне дала настоящее классическое образование…»
Сестра Вера в связи с событием, сыгравшим решающую роль в судьбе обеих младших сестер, вспоминает слова отца. Насколько оправданным было в то голодное время приобретение рояля, отец сказал: «Интеллигенция должна быть музыкально образованной». Когда С. Губайдулину спросили — что в своей жизни она запомнила как наиболее важное событие? — она, ответила: «появление в доме рояля».
В период с 1937 по 1954 годы София Губайдуллина прошла непростой путь от школы до консерватории. Начиная с музыкальной школы, куда ее в виде исключения приняли в пятилетнем возрасте, она обучалась у первоклассных педагогов.
«Музыкальная школа стала для меня храмом, куда я вступила с трепетом и восхищением. Рувим Львович Поляков, совершенно необыкновенный человек с самыми высокими художественными устремлениями, стал моим духовным отцом. Моя учительница по фортепиано Екатерина Павловна Леонтьева тоже была замечательным человеком и превосходным педагогом. У меня к ней было великое чувство любви…» — вспоминает С.Губайдулина.
В период учебы С. Губайдулиной в музыкальном училище в классе заслуженного учителя школы РСФСР М.А.Пятницкой, однокурсники восхищались ее абсолютным слухом, вдохновенными импровизациями за фортепиано. Юная Сонечка, также как и в школе, много и охотно выступала в самом училище, на городских концертах, а также в составе концертных бригад, разъезжавших по районам республики.
С 1949 по 1954 г.г. Сания Губайдуллина обучалась в Казанской консерватории, открытой сразу после войны в 1945 году, и получила там блестящее образование. Профессора Московской и Казанской консерваторий Л.Г. Лукомский и Г.М. Коган дали ей великолепную пианистическую подготовку. А композиторы Н.Г. Жиганов и А.С. Леман (в то время молодые, еще только начинавшие педагогическую деятельность), поддержали и развили в ней интерес к композиции и преподали ее основы.
В консерватории Соня тоже много играла, часто выступала на концертах. Играла захватывающе, увлекая слушателя так, словно мир переставал существовать. Большое впечатление на государственную комиссию при окончании консерватории произвела артистичная, эффектная, зрелая игра «Аппассионаты» Бетховена и «Плясок смерти» Листа. Исполнительские успехи были очевидными. Ее преподаватели предрекали ей успешную карьеру пианистки. Однако, решение стать музыкантом — сочинителем все-же возобладало. А.С. Леман сыграл решающую роль в формировании С.Губайдулиной как композитора. Именно он рекомендовал продолжить композиторское образование в Москве, а ректор консерватории Н.Г. Жиганов подписал емкую и точную характеристику: «С.Губайдуллина обладает ярким художественным дарованием, проявляющимся как в творческом (композиторском), так и в исполнительской (пианистической) области. Очень серьезный, вдумчивый музыкант, с большими способностями к дальнейшему развитию. В течение всего времени пребывания в Казанской консерватории работала отлично (Сталинская стипендиатка). Окончив консерваторию по специальности фортепиано, Губайдуллина должна продолжить обучение по классу композиции».
Много лет спустя именитый композиторсказала «Я убеждена, что без казанского периода композитора бы из меня не получилось».
Отъезд в Москву
Высокая, стройная, с огромными глазами и вьющимися волосами, вся в движении, в порыве юная Сонечка Губайдуллина была очень привлекательной, всегда и всем выделялась. Со своим будущим мужем, поэтом Марком Ляндо они познакомились в «новогодье» пятьдесят четвертого на одном из студенческих балов в Клубе меховщиков.
Потом наступила весна, окутанная «зеленым звуком» (стихи М.Ляндо).
А потом — оба решили уехать в Москву. Она – учиться в Московскую консерваторию, а он — вернулся в родной город, который часто видел в своих казанских снах. Позднее, уже в Москве они поженились, и у них родилась дочь Надежда.
Отец Софии Асгатовны — интеллигентный человек, получивший глубокое духовное воспитание, быть может, особенно тонко понимал сложную творческую натуру своей дочери. Эту сдержанную любовь отца и слова, сказанные им перед отъездом в Москву, София Губайдулина помнит до сих пор: «Только не спеши на переходах улицы… В сущности, самое важное, что надо было сказать… И в этом я тоже вижу какое-то, может быть укоренённое в веках, в роду, глубинное понимание, что самое серьёзное — это просто жизнь».
В Москву юную Сонечку провожали всем миром: родители, сестры, друзья. Близкие понимали – это надолго, может и навсегда.
http://centrsofia.com/
Документальный фильм режиссера Зульфии Асадуллиной «Быть оракулом»