Резеда Ахиярова Attraverso la camera oscura (Через камеру обскуру)

Ее музыка — проекция ее жизненной диаграммы на яркий и жизнелюбивый фон, тем более рельефная, чем мощнее и направленнее импульс, заложенный в корнях. Энергетическое ядро человеческой стойкости и жизнелюбия, слепленное поколениями предков, прошедших пространство времени, плотно наполненное перипетиями и преодолениями.  Это незримое наследство каждый из нас получает при рождении, но не каждый способен превратить его в «атомный реактор». Картины «театра» этой жизни кажутся похожими на многие другие, но их последовательность особенна и содержит пружину, развернувшуюся в судьбу уникальную и удивительную.  

Картинки сменяют одна другую:

Рождение в башкирской деревеньке у четы вчерашних студентов, энергичных целеустремленных интеллигентных родителей, свято верящих в светлое настоящее и будущее, если не всего человечества, то, по крайней мере, своей семьи, чувствующих в себе силы посвятить жизнь созиданию и прогрессу, и прочно стоящих на земле.

Переезд в Казань молодой семьи, легко влившейся в городскую жизнь, обретя востребованность и благоприятную среду друзей, коллег и соседей.

Зеленоглазая девочка с тугими, скрученными в бараний рог и подвязанными капроновыми бантиками светлыми косичками, с удивлением разглядывает себя в зеркале со скрипкой в руках. Возле стены стоит новое пианино «Казань», предмет новый, совершенно незнакомый, немного пугающий, пришелец из мира высокомерных, знающих себе цену людей, владеющих искусством музыки. Неужели это возможно, попасть в эту сказку?

Обитые дерматином двери музыкальной школы, открываются с музыкальным звуком, кажется, ре#. Проверила, нажала на клавишу, точно, — ре диез! — «Эни, мне сказали, у меня абсолютный слух!» Клавиши гладкие белые выпуклые фарфоровые, похожи на зубы, как нажмешь — красивый звук, или даже целый аккорд!  

Композитор Лоренс Иванович Блинов проводит в музыкалке уроки, он так добр! Всегда терпеливо все объясняет, рассказывает о музыке, композиторах, ставит пластинки.

Девочка в аккуратном клетчатом пальтишке спускается по лестнице, держа в одной руке футляр со скрипкой, в другой-папку для нот с веревочными ручками — петлями. Пожилая соседка вежливо отвечает на приветствие: «В музыкальную школу ходишь? – Молодец, молодец, кызым!»         

«Энием, я песенку сочинила!» В редакции газет «Яшь ленинче» — «Юный ленинец», в заваленном книгами и бумагами пыльном кабинете, работает энергичный Ренат – абы Харисов, серые, с зелеными искрами, глаза пронизывают собеседника насквозь, светлые волосы зачесаны назад, большой лоб, волевой подбородок, воспринимает девочку одобрительно, рекомендует написать еще.

Каждая эпоха формирует свою интонацию, свою краску, обладающую способностью передавать отличительную черту времени, его настроение, его стиль. В этих первых опусах 14 летней девочки проявилась ее главная творческая характеристика, она слышит эту интонацию и умеет настроить свою звуковую лабораторию в лад с нею.

Лето Резеда проводит с сестрой и родителями в Займище на Волге. Их садоводческое товарищество – место летнего отдыха татарских журналистов, писателей и поэтов. Здесь запросто можно встретить ставших при жизни классиками татарской литературы, Равиля Файзуллина, Шауката Галиева, Ильдара Юзеева, Аяза Гилязова, все они знают серьезную и вежливую девочку, которая уже пишет музыку к песням, пока детским. Полу – шутливо называют ее композитором.

Мама привела Резеду в Музыкальное училище, ученики занимаются на всех этажах, стоит такой гвалт! Она поступила и учится на теоретическом отделении. «Там очень много задают на дом: надо слушать море симфоний, опер, балетов, концертов, музыку, написанную композиторами, которых люди уже знают! А когда же свою писать? Некогда, вот за муж выхожу по большой любви, —   счастье помеха творчеству?!»

«Сдать одиннадцать экзаменов, чтобы поступить в консерваторию?» — «Сдашь, сдашь, поступишь», — Мирсаид абы Яруллин, очень элегантный красивый и добрый, брат знаменитого Фарида Яруллина, написавшего музыкальное чудо, недавно была в оперном театре, – Балет «Шурале», занимается с нею композицией.

Да! Поступила в консерваторию, пройдя жесткий отбор, на композиторский! Пошла учиться в класс к молодому Рафаэлю Нуриевичу Белялову, к композитору очень талантливому романтичному и мечтательному пианисту. Он носит прическу»a la Пушкин».

И вот уже начинается серьезная композиторская работа. Дипломный экзамен. Написана Сюита для большого симфонического оркестра и Соната для скрипки и фортепиано. 

Впереди Резеды Ахияровой — богатая творческая биография: она создала более 250 песен, в ее портфолио: романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, сюиты, вокально-симфонические произведения, музыка к спектаклям, мюзиклы и оперы.

Изучая ретроспективу сочинений, созданных Резедой Ахияровой, за невероятно плодотворные 32 года, с Симфонической поэмы «Моңлы сазым» («Мой певучий саз»), памяти Габдуллы Тукая, для большого симфонического оркестра в 1986-м, до грандиозного триумфа композитора с монументальной оперой на либретто Рената Хариса «Сөембикә» в 2018, приходишь к выводу, что эта целенаправленная и мощная работа, — вся является единой глобальной картиной, резонирующей в такт с течением эпохи, с развитием отечественной культуры, с тенденциями общественной мысли, особенно касающимися духовной реставрации исторического прошлого родного народа, его постоянного поиска новой, более глубокой идентичности.

Зульфия Асадуллина

Farid YarullinLawrence Blinovrenat harisrezeda ahiyarovazulfiya asadullinaаяз гилязовзульфия асадуллинаильдар юзеевказанское музыкальное училищелоренс блиновмирсаид яруллинМой певучий сазравиль файзуллинрафаэль беляловрезеда ахияроваренат хариссююмбике операфарид яруллиншаукат галеевшурале яруллина

В России

Все новости