Фестиваль нацелен на возрождение классических образцов профессиональной татарской музыки, и в то же время, является единственной, на республиканском фоне, нишей, где произведения современных профессиональных композиторов Татарстана имеют большой шанс прилично прозвучать, благодаря прекрасному инструменту — Государственному симфоническому оркестру Татарстана, под руководством Народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского. За дирижерским пультом оркестра на фестивале — Рустем Абязов, Айрат Кашаев, Ринат Халитов. Арт-директор фестиваля – музыковед, профессор Вадим Дулат-Алеев.
В программе фестиваля сбалансированно были представлены опусы первых профессиональных татарских композиторов: Султана Габяши и Салиха Сайдашева, монументальные произведения основоположника татарской симфонии Назиба Жиганова, сочинения наших выдающихся живых современников, композиторов: Рашида Калимуллина, Резеды Ахияровой, Анатолия Луппова.
Огромное воодушевление вызвал у публики концерт, составленный из вокальных сочинений Рустема Яхина, Назиба Жиганова, Сары Садыковой, Анвара Бакирова, Рената Еникеева, Рашида Калимуллина, Резеды Ахияровой, Эльмира Низамова.
В заключительном концерте отразилась головокружительная панорама развития татарской профессиональной музыки: от «Кукушки» Султана Габяши и произведений, основанных на татарском фольклоре, до мировой премьеры Рашида Калимуллина.
Важнейшая составляющая фестиваля «МИРАС» — это его премьеры, сочинения, демонстрирующие передний край татарской профессиональной музыки, позволяющий увидеть вектор и перспективу ее развития. В числе премьер: «Тофаларские песени» для симфонического оркестра Рената Хакимова и Концерт для гитары с оркестром «Җиһан» («Вселенная») Эльмиры Галимовой. Фрагменты оперы «Ак буре» («Белый волк») Зульфии Рауповой, сложились в самостоятельную впечатляющую симфоническую картину. Ярко и свежо, демонстрируя новые для композитора выразительные средства, прозвучала премьера Симфонической картины «Зилант» Ильгама Байтиряка.
Наибольший резонанс вызвало премьерное исполнение «Казанских историй» Рашида Калимуллина. В симфонических картинах заключилась вся квинтэссенция татарской классической музыки, от ее этнических ладовых истоков до мировых общечеловеческих доминант. «Казанские истории» стали логической кодой фестиваля «МИРАС» 2021 года и оставили приятный шлейф гордости за постоянно обогащающуюся отечественную культуру.
Зульфия Асадуллина