Традиции музыкальной династии Литвиновых сохраняются в творчестве юных пианистов

В историю музыкального образования Казани золотыми буквами вписаны имена Александра Александровича и Эльзы Борисовны Литвиновых.

А.А. Литвинов (1861–1933) – выдающийся музыкальный деятель начала ХХ века, Заслуженный артист ТАССР, дирижер, скрипач, ученик и соратник П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Н.Г. Рубинштейна, Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, директор Восточного музыкального техникума – Казанского музыкального училища (ныне Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева).

1

Его внучка, Э.Б. Литвинова (1929–2014) – Заслуженный деятель искусств РТ, профессор, пианистка, методист, основоположница исполнительских традиций музыкального факультета Казанского государственного педагогического института, отдавшая полвека делу воспитания будущих учителей музыки.

Э.Б. Литвинова получила музыкальное образование в Казани и Москве (ДМШ №1 г. Казани, класс А.В. Чернышевой; Казанское музыкальное училище, класс А.Н. Раниец; Московское музыкальное училище, классы А.Г. Руббаха, М.Д. Готлиба; Московская консерватория, класс Н.П. Емельяновой), сформировалась как самобытный исполнитель и прекрасный педагог.

2

Фортепианную игру Эльзы Борисовны отличали яркость и богатство звуковой палитры инструмента; сочетание мелодической выразительности, декламационности с детализированностью фактуры; строгая темпо–ритмическая организация музыкального времени; техническое мастерство, виртуозность и естественность пианистических движений. Сольный концертный репертуар Э.Б. Литвиновой был широк и разнообразен, включал произведения композиторов–классиков и романтиков (В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э. Грига, Ф. Листа, Р. Шумана и др.), советских авторов (А. Бабаджаняна, А. Хачатуряна, А. Эшпая и др.). В исполнении Эльзы Борисовны блистательно звучали «Исламей» М. Балакирева, концерты для фортепиано с оркестром и «Испанская рапсодия» Ф. Листа, этюды Ф. Шопена. Особое внимание Эльза Борисовна уделяла фортепианным сочинениям татарских композиторов-современников – Р. Яхина, Р. Белялова, А. Ключарева, зачастую выступая в качестве их первой исполнительницы.

Доказательством педагогического мастерства Э.Б. Литвиновой стали не только многочисленные выпускники, успешно работающие в музыкально-образовательной сфере (среди них – лауреаты конкурсов, кандидаты наук, руководители, педагоги и концертмейстеры учебных заведений Татарстана, России, Англии, США и др.), но и ее методические публикации («Методический и исполнительский анализ двух пьес Р. Яхина, «Альбом пьес для детей Г.Свиридова», «Детская музыка» Сергея Прокофьева. Вопросы изучения и исполнения» и др.), содержащие ценные педагогические рекомендации по изучению и исполнению фортепианного педагогического репертуара. Неоспоримой научно-педагогической значимостью обладают работы Э.Б. Литвиновой по истории музыкального образования и культуры Казани, а также статьи, посвященные деятельности А.А. Литвинова.

3

Имя Э.Б. Литвиновой носит конкурс-фестиваль, ежегодно проводящийся в Казани в декабре. В этом году состоялся II Открытый Республиканский конкурс-фестиваль юных пианистов имени Э.Б. Литвиновой «Forte-PIANO», на котором более 200 юных пианистов и их педагогов объединили любовь к фортепианной музыке, уважение к пианистическим традициям, заложенным казанской пианисткой, желание встретиться в музыкальном состязании и обменяться творческим опытом.

В жюри конкурса вошли пианисты-педагоги: Т.В. Халтурина, лауреат международных конкурсов, доцент кафедры специального фортепиано КГК им. Н.Г. Жиганова (председатель жюри); Л.Г. Варфоломеева, педагог фортепиано высшей квалификационной категории ДМШ №5 г. Казани, много лет работавшая на музыкальном факультете КГПИ и выступавшая в фортепианном дуэте с Эльзой Борисовной; Г.И. Батыршина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры татаристики и культуроведения ИФМК КФУ. Конкурс-фестиваль организован Детской школой искусств Приволжского района г. Казани и Институтом дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства Республики Татарстан.

Высокий уровень организации конкурса-фестиваля «Forte-PIANO», разнообразный исполнительский репертуар и яркие выступления конкурсантов сделали его значимым событием музыкальной жизни, которое ждут и к которому серьезно готовятся юные пианисты.

 

Батыршина Г.И., кандидат педагогических наук,

доцент Казанского федерального университета

forte-pianoинститут дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства республики татарстанмузыкальная династияэльза борисовна литвинова

В России

Все новости