«Музыка должна звучать»: как проходит обучение в Московском государственном институте музыки имени Альфреда Шнитке

#
Окончить музыкальную школу, колледж и вуз в одном месте, освоить скрипку, трубу, клавесин или балалайку и стать преемником Альфреда Шнитке — такова концепция Московского государственного института музыки, названного в честь великого композитора.

Здесь всегда звучит музыка — в коридорах, классах, залах. Одни студенты самостоятельно готовятся к занятиям, другие под руководством преподавателей превращают разрозненные ноты в мелодию, третьи репетируют с оркестром перед концертом. Официально в Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке занятия проходят в две смены — утреннюю и дневную, но большинство студентов остаются до 10 часов вечера. Между собой они, педагоги и ректор, называют учебное заведение «Музыкальным домом Шнитке».

24 ноября композитору, в честь которого назван этот необычный «дом», исполнилось бы 90 лет. О том, как празднуют юбилей в институте, какая специальность считается самой редкой и где можно попасть в живое пространство Альфреда Шнитке — в нашем репортаже.

От музыкальной школы до института

Краснокирпичное здание с белым портиком, колонны которого чем-то напоминают органные трубы, — так выглядит Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, расположенный на улице Маршала Соколовского, недалеко от станции метро «Октябрьское Поле». Из его окон доносятся звуки скрипки, балалайки, фортепиано, флейты, образуя вместе что-то вроде авангардной симфонии, которую наверняка оценил бы композитор.

Это учебное заведение не всегда было вузом. Изначально, в 1918 году, здесь открыли музыкальное училище имени Октябрьской революции для подготовки артистов по двум востребованным специальностям в Стране Советов: дирижеров-хористов и «народников», играющих на национальных русских инструментах. В 1949-м сюда и поступил 15-летний Альфред Шнитке. До этого он учился музыке в Вене, куда командировали после Великой Отечественной войны его отца, переводившего советскую литературу на немецкий.

«После он закончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, но своей главной школой считал именно наше учебное заведение. Говорил: “Если бы мне дали возможность начать сначала, я бы снова пришел сюда”. Примерно 30 лет назад, когда училище стало институтом, мы попросили у композитора разрешение увековечить в названии его имя, и тот согласился», — рассказывает ректор института Анна Щербакова.

Альфред Шнитке учился еще в старом здании, а современное для института построили в 1953-м. Теперь здесь целый комплекс: детская музыкальная школа имени Ю.А. Шапорина, колледж и вуз — единственный, подведомственный Департаменту культуры Москвы.

«В столице нет другого подобного комплекса в сфере искусства, в который входили бы учебные заведения начального, среднего и высшего образования. В школе ребята проводят семь лет, в колледже — четыре года, в институте — пять лет по программе специалитета или шесть по Болонской системе (бакалавриат и магистратура). Далее многие студенты повышают квалификацию в аспирантуре и затем еще в ассистентуре (на стажировке). Столько учатся разве что медики, с которыми мы себя сравниваем: обе профессии связаны со служением высшей цели, к тому же музыканты — врачеватели душ», — говорит ректор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Анна Щербакова.

В образовательном комплексе работают 237 педагогов, среди которых народные артисты России и заслуженные работники культуры, а учатся около 800 человек. В институте по-прежнему остались кафедры хорового дирижирования и народного исполнительского искусства. Но появились и другие отделения: фортепианного искусства и струнно-смычкового, духовых и ударных инструментов, оперной подготовки, оркестрового дирижирования, философии, истории, теории культуры и искусства, секция концертмейстерского мастерства. А список инструментов включает практически все существующие — от балалайки до клавесина.

В одном пространстве со Шнитке

Альфред Шнитке ушел из жизни в 1998-м, но ректор и преподаватели рассказывают о нем так, будто он где-то рядом, наставляет и вдохновляет студентов. И пожалуй, это правда.

На стенах коридоров и классов — цитаты маэстро, например: «Творчество — это беспрерывный экзамен перед собой, беспрерывное “подозревание себя” в полной невозможности, но с этим надо справляться». Всюду афиши 1970-1980-х, когда Альфред Шнитке активно писал музыку. На первом этаже — панно, выполненное студентами Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова: портрет композитора, летающая клавиатура, скрипка, бабочки, ноты, скрипичные ключи — все на желтом фоне.

Это отсылка к сюрреализму в творчестве автора, в частности к его композиции «Желтый звук» по пантомиме Василия Кандинского. Альфреду Шнитке нравились фантасмагории и необычные сочетания цветов.

«А лет 20 назад вдова композитора Ирина Федоровна передала нам все его архивы, библиотеку и мебель и попросила расставить и разложить все так, как было у него дома в Гамбурге, где он проводил много времени, и в квартире на Ленинском проспекте. Так появился “Шнитке-центр”. Некоторые считают его музеем, а для студентов это живое, звучащее пространство, где проходят занятия и конференции. Любой предмет там разрешается трогать», — улыбается Анна Щербакова.

В «Шнитке-центре» пахнет старыми нотами и фетром, из которого делают вкладки между механизмами музыкальных инструментов. Здесь две комнаты. Первая — гамбургский кабинет Альфреда Шнитке: рояль, шкафы с наградами и партитурами, фотографии, четки и деревянное распятие на письменном столе (композитор исповедовал католицизм), колокольчики разных размеров.

«Альфред Гарриевич очень любил колокольный звон. Для него пространство отождествлялось с колоколом. Когда он работал, то и дело звонил в эти колокольчики, чтобы наполниться энергией. Мы как-то спросили его супругу, отдыхал ли он. Она ответила, что его отдых заключался в создании музыки, а если маэстро позволял себе перерыв, у него случался инсульт», — рассказывает заведующая кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, а также хранительница «Шнитке-центра» Анна Алябьева.

Во второй комнате находится библиотека Альфреда Шнитке, в основном на немецком языке, который он считал родным наряду с русским: собрания сочинений писателя Томаса Манна и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, репродукции Иеронима Босха, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо — художников, чьи сюрреалистические картины навеивали ему музыкальные сюжеты.

«У нас есть проект “Мой Шнитке”: студенты берут какой-нибудь артефакт из этого центра и через него пытаются раскрыть и прочувствовать личность композитора. И действительно, все экспонаты тут говорящие. Вот, к примеру, целая подборка видеокассет с фильмами, для которых он писал музыку. Это и “Белорусский вокзал”, и “Маленькие трагедии”, и “Похождения зубного врача”. Многие не раз их смотрели и не догадывались, что автор мелодий — Шнитке», — рассуждает Анна Алябьева.

альфред шниткеМосковского государственного института музыки им. Шнитке

В России

Все новости