Прифронтовая жизнь Белгорода, несмотря на все опасности и риски, героически и самоотверженно продолжается. Город-крепость, как страж земли русской на протяжении многих столетий, и сегодня стоит южным форпостом нашего Отечества, являя всему миру беспримерную стойкость и мужество на всех направлениях своей жизнедеятельности. Созидательный труд талантливых, сильных духом, верных своему долгу людей в современных сложных условиях приграничного региона соизмерим с подвигом.
23 октября 2024 года в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии произошло одно из исключительных музыкальных событий в области высокого академического искусства России. Впервые в Белгороде в исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра, заслуженного деятеля искусств России Рашита Нигаматуллина прозвучала музыка выдающегося австрийского композитора и органиста, одного из крупнейших симфонистов второй половины XIX века Антона Брукнера – монументальная Четвёртая («Романтическая») симфония, премьера которой приурочена к 200-летию со дня рождения композитора и 150-летию с момента написания произведения.
В тот знаменательный вечер вспомнились слова о композиторе известного музыковеда, театрального и музыкального критика ХХ века И.И. Соллертинского о том, что «Брукнер – это Шуберт, закованный в панцирь медных звучаний, усложненный элементами баховской полифонии, трагедийной структуры первых трёх частей Девятой симфонии Бетховена и вагнеровской «тристановской» гармонии». Со сцены вдохновенно, с огромной силой драматической экспрессии звучала музыка наследника традиций великих мастеров прошлого, поражая слушателей своим величием и пантеистическим преклонением перед Создателем Божьего мира.
Полем для незримого духовного диалога о Боге, человеке и Мироздании между композитором и дирижёром-интерпретатором стали четыре масштабные «фрески» симфонии. Эта встреча на расстоянии двух столетий стала поистине промыслительной.
Брукнер, непонятый своими современниками, постоянно униженный язвительными насмешками коллег-музыкантов, переживший неоднократный отказ знаменитого оркестра Венской филармонии исполнить его симфонические опусы по причине их «дикости и неуклюжести», смиренно неся свой крест, создал свою неповторимую, одухотворённую музыкальную Вселенную, значительно опередив время. Девять монументальных симфоний как девять шагов к бессмертию, он завещал новым поколениям музыкантов и слушателей, поместив за четыре года до своей смерти рукописи в Венскую придворную библиотеку с надписью «Для будущего».
Каждая симфония композитора-провидца – это симфоническая проповедь, божественное откровение в звуках, которые возможно уловить только высшими вибрациями в благодатном соединении духовного мышления и искреннего сердца. Именно такой путь, близкий мировосприятию композитора, избрал в своём философско-концептуальном и художественном прочтении Четвёртой симфонии Рашит Нигаматуллин. Поразительное таинство рождения «живой» звучащей материи музыки Брукнера в исполнении дирижёра и оркестра всецело приковало внимание слушателей от первой до последней ноты. В зале стояла трепетная тишина, словно сам композитор вёл откровенный разговор о вечном со слушателями, пришедшими на концерт, чтобы впервые услышать столь редко исполняемую музыку Брукнера.
Весьма насыщенная, невероятно технически сложная для исполнения партитура симфонии, требующая предварительной вдумчивой, напряжённой репетиционной работы, максимальной концентрации сил и внимания, мастерства, эмоциональной отдачи от каждого артиста оркестра, глубокого внутреннего понимания и осмысления идеи произведения, прозвучала под управлением Рашита Нигаматуллина очень убедительно, масштабно и впечатляюще, став поистине уникальным явлением в культурной жизни региона, настоящим культурным достоянием современного музыкального академического искусства России.
Ссылка на видео-запись концерта:
https://drive.google.com/file/d/1NCZNmPiH3sn8PrVHQBFuUrr87ikw4Zt5/view?usp=sharing
Автор текста Елена Латыш-Бирюкова