Необычной концертной программой отметил Российский национальный оркестр 150-летие со дня рождения Чарльза Айвза – основоположника композиторской школы ХХ века в Соединенных Штатах. В американскую музыкальную традицию погрузилась Дженнет Арльт.
Большую часть этой программы Российский национальный оркестр исполняет впервые. Музыка интересная, но непростая, говорят оркестранты. «Мы достаточно подробно разбирали ритмическую структуру, и до сих пор я думаю, что перед выходом на сцену у всех есть легкий, ну, не мандраж, а по крайней мере желание сыграть всё, что написано в нотах», – поделилась концертмейстер Российского национального оркестра Татьяна Поршнева.
История американской академической музыки насчитывает чуть более ста лет. Программа концерта охватывает весь этот период – от первого национального классика Чарльза Айвза, его коллеги Сэмюэла Барбера и заканчивая современным композитором Джоном Адамсом. В оркестровой сюите «Три места в Новой Англии» Чарльза Айвза зашифрована звуковая среда его родины – протестантские гимны, популярные песни, патриотические марши. Айвза называют первым композитором США, предвосхитившим не только американский, но мировой авангард. Он экспериментировал с политональностью, полиритмичностью, музыкальными интервалами – и свои музыкальные открытия совершил либо в одно время с Шёнбергом, Штокхаузеном и Стравинским, либо чуть раньше их.
«Вопрос, оставшийся без ответа» – одно из самых исполняемых сочинений Чарльза Айвза. Трубач по замыслу дирижера находится вдали от оркестра: сидя в бельэтаже, он семь раз играет одну и ту же музыкальную фразу, словно задает вопрос мирозданию. «Мы можем вкладывать много нашей интерпретации. Мы ищем понимания. Кто мы? Зачем? Что есть наша цель? Где мы в мире?» – пояснил дирижер Кристиан Кнапп.
На контрасте со сложной музыкой Айвза – кантата его младшего современника Самюэла Барбера для сопрано и оркестра. Композитора не особо интересовали эксперименты ХХ века, его опорой были европейские классики. «Это, как назвал сочинение сам композитор, лирическая рапсодия, насколько я помню. Если послушать, то все 15 минут это практически колыбельная история», – отметила солистка оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Лилия Гайсина.
В финале сочинение Джона Адамса – симфония «Доктор Атом», созданная американским композитором на музыкальном материале одноименной оперы. Исторический контекст – работа Роберта Оппенгеймера и его команды над созданием первой атомной бомбы. «Когда он понимает, что он сделал, что лучше, если бы никто не нашел этот вариант, в этом есть много драмы – то, о чем мы можем думать все сегодня. Надеюсь, мы живем более мирно друг с другом», – прокоментировал Кристиан Кнапп.
В музыке – нервное возбуждение и отчаяние, которые переживал физик накануне первого испытания «супероружия». Ощущение приближающегося конца. Представляя историю американской академической школы, Российский национальный оркестр выбирает сочинения, созвучные ритму времени.
По материалам сайта «Музыкальный Клондайк» https://www.muzklondike.ru/news/10581