Что есть благодарность? – Память сердца.
Совсем недавно 1 и 2 июня 2024 года в Ханты-Мансийске у меня состоялось большое событие – премьера музыки к сказке «Иван Царевич и Серый волк». Это был первый опыт работы с постановкой музыкального спектакля и первый опыт написания музыки для духового оркестра. Возможно, это событие и не состоялось, если бы не один случай. Но, как известно, «случайностей» не бывает.
В конце декабря 2022 года я завершила работу над очередным номером для сюиты «Кощеево царство» – «Сказание о Кикиморе болотной» для большого симфонического оркестра. В этой партитуре у меня возникли некоторые сомнения и вопросы по способу записи партии первого тромбона, применяющего различные изобразительные музыкальные элементы и технические приемы с сурдиной «квакушка», глиссандо и т. д. В подобных случаях, всегда обращаюсь за советом к музыкантам оркестров, поскольку они имеют хорошую исполнительскую практику. Тогда мне помог и основательно проконсультировал по телефону мой однокурсник по Барнаульскому музыкальному училищу, замечательный музыкант, выпускник Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова (класс доцента Ю. А. Гусева), тромбонист концертного духового оркестра Югры – Виталий Рябцев, с которым мы не виделись 20 лет. В завершении разговора, он произнес следующую фразу: «как только будут это сочинение исполнять в каком-либо оркестре, скажи первому тромбонисту, чтобы играл именно так, как я отредактировал». Кто бы мог представить, что менее чем через два года, сам Виталий и будет играть партию первого тромбона в этом сочинении.
К тому же, Виталию принадлежала инициатива в январе 2024 года познакомить меня с замечательным дирижером, выпускником Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора, Заслуженного артиста России, Заслуженного артиста Украины – В. Г. Лебусова) Алексеем Владимировичем Сергеевым (г. Москва), который в то время был приглашенным дирижером в концертный духовой оркестр Югры.
Далее, началась очень интенсивная и плотная работа с маэстро к постановке спектакля. Мною был оркестрован целый ряд собственных симфонических партитур для духового оркестра, а также написанных специально к спектаклю за три с небольшим месяца! За все это время мы с Алексеем Владимировичем постоянно находились в едином творческом процессе: думали об удобстве исполнения сложных оркестровых фрагментов, о применении тех или иных инструментов, подчеркивающих колорит и краску, обменивались новыми идеями, возникающими в ходе работы с партитурами. Для композитора – это уникальная возможность и большая честь работать в постоянном диалоге с дирижером, принимать к его пожелания и замечания.
Что касается представленных партитур к спектаклю, то они не были простыми: большинство из них написаны в диезных тональностях, не совсем удобных для исполнения духовым оркестром, постоянная смена размеров и темпов, требующая огромного внимания и выдержки со стороны оркестрантов и дирижера, распределение дыхания в продолжительных музыкальных построениях, рассчитанных на исполнение струнной группой в симфоническом оркестре, огромное количество ударных инструментов, а в партитуре их 18 (литавры, колокольчики, колокола, ксилофон, вибрафон, маримба, флексатон, темпл-блоки, бар чаймс, там-там, том-томы, треугольник, большой барабан, тарелки, гонг, вибраслэп, малый барабан, бубенцы). Все партитуры весьма плотные по фактуре, включающие такие инструменты как фортепиано, челесту, клавесин, арфу, виолончель, бас-гитару. Сложно себе даже представить, как такое количество инструментов поместилось в оркестровой яме во время исполнения!
Ко времени моего приезда в Ханты-Мансийск, концертный оркестр Югры был в прекрасной форме, музыкальный материал выучен, проделана колоссальная работа дирижером Алексеем Владимировичем и каждым оркестрантом! На репетициях перед премьерой мы с маэстро вносили лишь небольшие коррективы, возникающие в ходе сценического действия.
Имея опыт двадцати лет сотрудничества с разными оркестрами и дирижерами России и стран Ближнего зарубежья, хочется отметить особую трепетность в отношении к исполнению моей музыки Алексеем Владимировичем Сергеевым. Он досконально изучил каждую партитуру, работал отдельно с группами и каждым музыкантом, добиваясь наилучшего и качественного звучания не жалея сил и затраченного времени! Репетиции оркестру и отдельным музыкантам маэстро назначал даже в выходные дни! Далеко не в каждом оркестровом коллективе есть подобный подход к работе с музыкой современного композитора! Дирижеру блестяще удалось заглянуть в «скрытую суть» некоторых совсем новых партитур, таких, как «У Чудищ», «Сказание о Кикиморе болотной» и т.д. С большой уверенностью думается, что Алексея Владимировича ждет большое будущее на дирижерском поприще!
На всех четырех премьерных спектаклях сказки музыканты оркестра играли с особым, глубоким погружением в сочинение, очень профессионально, порой самоотверженно, многие из них исполняли свои партии наизусть – это говорит о самом серьезном отношении к музыке!
Я очень благодарна трем музыкантам ударной группы, блестяще исполнившим сольные партии в условиях тесноты и неудобства постоянного перемещения в оркестровой яме. Им удалось успешно сыграть все многочисленные сложные партии! Низкий поклон музыкантам!
Я очень счастлива, что смогла приехать в Ханты-Мансийск, услышать свою музыку в исполнении прекрасного высокопрофессионального коллектива и замечательного руководителя оркестра Алексея Владимировича Сергеева!
Очень надеюсь на наше дальнейшее и плодотворное сотрудничество!
В знак благодарности и признательности концертному оркестру Югры и дирижеру Алексею Владимировичу Сергееву, я посвятила им одну из исполненных на премьере моих партитур – «У Чудищ».
С уважением, композитор,
член Союза композиторов России,
председатель Алтайского регионального
отделения Союза композиторов России –
Ольга Александровна Дюжина.