Такой разный Чайковский

#

Творческий вечер современного классика, мэтра российской композиторской школы, Александра Чайковского прошел в Московской филармонии. Для концерта композитор в очередной раз выбрал лучших из лучших: виолончелиста Александра Князева, пианистов Дмитрия Маслеева и Бориса Березовского. За пульт Российского национального оркестра стал молодой дирижер, ученик Юрия Симонова, Алексей Рубин.

Программу посвятили юбилею «солнца русской поэзии» — Александра Сергеевича Пушкина. Начали с симфонической поэмы «Ноктюрны Северной Пальмиры», которая с первых нот погружает слушателя в сумрачную атмосферу Петербурга, ставшего родным и для Пушкина, и для Александра Чайковского, девять лет проработавшего в Мариинском театре советником по репертуару и три года возглавлявшего Петербургскую консерваторию.

Затем пришла очередь солистов. Александр Князев вместе с РНО исполнил Первый концерт для виолончели с оркестром, который Чайковский написал еще учась в ассистентуре и посвятил своему учителю Тихону Николаевичу Хренникову. Удивительно, как в виртуозном, экспрессивном, технически не простом произведении мелодия ярко выражена и легко запоминается. Местами же её лирическое начало и вовсе приобретает черты исповедальности. Концерт требует от солиста и оркестра безупречной ансамблевой слаженности, одинаковых уровней экспрессии и кантиленности, и у Князева с РНО всё прекрасно получается.

Такой разный Чайковский

Одно из часто исполняемых и самых известных сочинений Александра Владимировича — его Концерт для двух фортепиано с оркестром, который был написан по просьбе друга композитора, пианиста Александра Слободяника и ему же посвящен. Произведение быстро стало репертуарным. Его играли Слободяник с Ефимом Бронфманом, сам Чайковский с Андреем Диевым, дочь Чайковского Дарья с Ксенией Башмет, она же с Борисом Березовским и, наконец, Борис Березовский с Дмитрием Маслеевым. Яркая виртуозная, ударная, энергичная музыка крайних частей оттеняется мягкой светлой лирикой средней, где у солистов звучит развернутая каденция. Сочинение заходит на ура — слышно, что музыкантам нравится его играть, публика не отпускает их со сцены, на бис повторяют финал — еще более импровизационно и свободно.

Такой разный Чайковский

Смысловым центром вечера становится московская премьера Восьмой симфонии, получившей название «Осударева дорога» по одноименному роману-сказке Михаила Пришвина. Симфония была написана на незавершенный текст Пушкина «История Петра I» по заказу Карельской филармонии по случаю 350-летия первого российского императора и впервые прозвучала в ноябре 2022 года в Петербурге и Петрозаводске в исполнении Симфонического оркестра и Мужского камерного хора заказчика.

Максимально густая, сумрачная оркестровая экспозиция становится сильной заявкой на дальнейшее драматургическое развитие. В «Осударевой дороге» Чайковский раскрывает свой композиторский талант в полную мощь, в очередной раз подтверждая, что историческая тема — его конёк. Он умеет говорить о «преданиях старины глубокой» убедительно и ярко, виртуозно используя для этого музыкально-выразительные средства, будь то фактура, иногда максимально плотная, иногда невесомая и прозрачная, или тембральное богатство ударных инструментов, слушать и наблюдать за которыми в Симфонии — сплошное удовольствие; или же соло на баяне — инструменте, хоть и появившемся сперва в Европе, но давно и прочно ассоциирующимся с русской музыкой.

Такой разный Чайковский

Острые лаконичные фразы в исполнении Капеллы Юрлова и Русского хора имени Свешникова (худрук и главный дирижер обоих коллективов — Геннадий Дмитрук) звучат недвусмысленно и твердо: «подати многосложны», «судьи безграмотны», «дьяки алчные», «оппозиция негодует». Мощное произведение, хоть и повествует о событиях трехсотлетней давности, звучит свежо и по-настоящему злободневно.

На последних секундах острота звучания достигает драматургического максимума, мощно расширяясь на crescendoи заканчиваясь громогласной тоникой. Композитор остается доволен исполнением.

«Просто блестяще. Петрозаводский оркестр на премьере играл очень хорошо, но у них нет такого состава даже по массе, тем более мужской хор там был совсем небольшой. Сегодня я многое для себя услышал впервые», — заключает Александр Чайковский.

Наталия Сергеева
Фото — пресс-служба Московской филармонии

Источник: Радио классической музыки «Орфей»

Александр Чайковскиймосковская филармония

В России

Все новости