Положительное влияние классической музыки на человека

Для начала обратим внимание на такой факт: в популярной музыке продолжительность произведений меньше. Почему? Когда в 1887 году придумали грампластинку, на неё помещалось не больше четырёх минут музыки. Нельзя было записать на пластинке оперу или балет – только отдельную арию, дивертисмент или песню.

Зато пластинки хорошо продавались, и композиторы быстро поняли, что сочинять «что-нибудь короткое» выгоднее, чем трудиться над большими произведениями.

Но проблема в том, что в «чём-нибудь коротеньком» помещается меньше информации. А ведь музыка – это информация. Когда мы угадываем предстоящий мелодический ход, наш мозг, получает «эмоциональное подкрепление» – стимул к работе. А когда не угадываем, мы «удивляемся», узнаём, что «оказывается, и так можно». В процессе этого в мозгу образуются новые нейронные связи.

В одном из экспериментов маленьким детям возраста от 8 до 16 месяцев показывали разные жизненные ситуации, разыгранные с помощью актёров. Реакцию малышей наблюдали с помощью приборов – замеряли продолжительность их сосредоточенного внимания.

Эксперимент показал, что ситуации, в которых кто-то большой и сильный забирает что-нибудь у маленького и слабого, задерживают внимание малышей на срок в полтора–два раза меньше, чем ситуации, в которых большой уступает маленькому и делится с ним. То есть эту ситуацию дети дольше обдумывали – а значит, происходило образование новых нейронных связей.

Это говорит о том, что агрессия, использование своего преимущества себе во благо и во вред другому воспринимается маленькими как нечто само собой разумеющееся. А вот альтруизм, доброта, дружелюбие, помощь слабейшему – заставляют задуматься.

Итак, музыка – это информация, – не только «услаждение души», но и «пища для ума». Сравним теперь, сколько такой информации помещается в опере, в симфонии, в скрипичном или фортепианном концерте – и сколько в песне. Современные популярные произведения чаще построены на повторе одной и той же коротенькой музыкальной фразы – совсем коротенькой.

Классическая музыка тоже начинается с какой-нибудь простой музыкальной фразы, то есть «темы». Например, всем известна «тема судьбы», с которой начинается 5-я симфония Бетховена. В этой теме всего лишь 8 нот. Она простая, легко запоминающаяся, характерная:

Современный исполнитель обычно на этом и останавливается. И начинает бесконечно повторять найденную короткую мелодию.

А Бетховен? В самом начале симфонии он как бы «показывает» слушателю главную тему (музыканты называют это словом «экспозиция»). А затем начинает её изменять – её играют разные группы инструментов, то быстрее, то медленнее, то в верхнем регистре, то в нижнем, тема начинает усложняться, развиваться, раздваиваться, даже «маскироваться» и «прятаться», в ней появляются всё новые и новые «краски». Затем в музыке (не всегда, но очень часто) появляется вторая тема, «побочная». Она тоже развивается, изменяется, начинает соревноваться или переплетаться с главной темой.

Точно так же писали музыку и Бах, и Моцарт, и Чайковский, и другие классические композиторы. Умение слушать классическую музыку, умение ею наслаждаться – это во многом умение услышать и запомнить хотя бы главную тему, а затем научиться «узнавать» её под разными «масками».

Если хочешь быть умным, упражнять мозг чтением недостаточно. Надо познавать мир всеми доступными способами нагружать все «сенсорные каналы». Обязательно надо смотреть и слушать!

По материалам журнала «Лучик»

В России

Все новости