В первые дни февраля на новой сцене Мариинского театра прозвучат два выдающихся оперных творения Рихарда Вагнера: 4 февраля в 17:00 – «Нюрнбергские мейстерзингеры», 8 февраля в 18:00 – «Тристан и Изольда». На сцену выйдут звезды труппы – истинно вагнеровские голоса: Михаил Векуа, Михаил Петренко, Евгений Никитин, Татьяна Павловская, Юлия Маточкина, Анна Кикнадзе и Ирина Чурилова. В феврале 1863 года фрагменты из этих опер были исполнены в Петербурге под управлением самого Рихарда Вагнера.
В конце 1862 года Санкт-Петербургское филармоническое пригласило Вагнера продирижировать двумя концертами. Композитор тут же приступил к обработке – для исполнения в концертах – отрывков из своих новых опер: недавно законченных «Тристана и Изольды», неизданной «Валькирии», а также незавершенных «Зигфрида» и «Нюрнбергских мейстерзингеров».
На первом концерте в феврале 1863 года Вагнер представил фрагменты из «Летучего голландца», «Тангейзера» и «Лоэнгрина» (эту оперу в Мариинском можно услышать 16 февраля). На бис оркестр под его управлением сыграл российский гимн «Боже, царя храни». Известно, что Рихард Вагнер был очень доволен петербургским объединенным оркестром из музыкантов оперных театров. О невероятном успехе писали не только в петербургской, но и в немецкой прессе.
Всего композитор провел в России два месяца и дал девять концертов, в которых были исполнены, помимо пяти симфоний Бетховена, увертюра «Фауст» и двадцать три отрывка из семи опер Вагнера. Именно в России впервые прозвучали отрывки из «Валькирии» – «Весенняя песня Зигмунда», «Полет валькирий», «Прощание Вотана и заклинание огня». Триумф, пережитый Рихардом Вагнером в Петербурге, а затем и в Москве, был очень важен для него.
Музыкальное наследие композитора в Петербурге бережно хранится. За прошедшие десятилетия Валерию Гергиеву удалось взрастить настоящий вагнеровский оркестр и целую плеяду вагнеровских певцов, а также подарить Мариинскому театру общепризнанный статус «дома Вагнера»: именно здесь собрана уникальная репертуарная коллекция, включающая в себя все зрелые оперы Рихарда Вагнера, которые исполняются целиком силами труппы театра.
Эту коллекцию увенчали «Нюрнбергские мейстерзингеры» – премьера новой постановки в июле 2023 года стала одним из самых заметных и долгожданных событий всего прошедшего сезона. Масштабный классический спектакль в режиссуре Константина Балакина и с декорациями и костюмами Елены Вершининой мгновенно снискал любовь публики. Красочное, завораживающее оформление, тщательно выстроенные мизансцены и захватывающее действие стали идеальным визуальным отражением богатейшего музыкального материала.
«Тристан и Изольда» – еще одна ключевая постановка в репертуаре Мариинского. Созданная почти двадцать лет назад, она с неизменным успехом идет на его сцене. Ключ к неугасающему вниманию со стороны зрителей нашел один из ведущих современных режиссеров музыкального театра Дмитрий Черняков. В этом смелом кинематографичном спектакле он переосмыслил средневековую легенду и вместе с художниками Зиновием Марголиным и Ириной Цветковой подчеркнул психологическую составляющую сюжета.
Напомним, что Мариинский остается единственным театром в России, где можно целиком услышать и увидеть грандиозную сагу Вагнера «Кольцо нибелунга». В конце предыдущего сезона в Петербурге состоялась премьера обновленных сценических версий первых двух опер тетралогии («Золото Рейна» и «Валькирия»). А в начале текущего сезона беспрецедентные показы всех четырех опер знаменитой эпопеи с огромным успехом состоялись на сцене Большого театра Шанхая – в рамках гастролей, самых масштабных за всю историю Мариинского.
Источник: https://www.mariinsky.ru/