Музыканты Омского симфонического оркестра отыграли несколько концертов в девяти городах Поднебесной

Чем вы занимались 1 января в восемь утра? Наверняка, точно не сдавали отпечатки пальцев на паспортном контроле. Но эта участь постигла музыкантов Омского симфонического оркестра, ведь Новый год они встретили во время тура по Поднебесной.

Первым рейсом сразу же после боя курантов оркестранты отправились с севера страны на юг, чтобы продолжить диалог со зрителями на языке, понятном каждому человеку планеты. Кстати, погода за время путешествия для музыкантов успела измениться от -15 до +25 градусов.

За 20 гастрольных дней были сыграны концерты в девяти городах, среди которых: Даляль, Чанчунь, Наньчан, Муданьцзянь, Ханьдань, Сиань, Шицзячжуан, Ухань, Шеньчжень.

Программа выступлений была утверждена задолго до старта тура. Составлял её художественный руководитель и главный дирижёр оркестра Дмитрий Васильев, советуясь с организаторами концертов. В выборе произведений ограничений не было — у принимающей стороны было лишь две просьбы: создать новогоднее настроение и исполнить несколько сочинений китайских композиторов. Так, за праздничную атмосферу отвечали произведения Штрауса, знакомство с русскими музыкальными традициями пало на Глинку, Мусоргского и Бородина, а национальный колорит страны отражался в пьесах Ли Цимина и Ли Хуаньчжи.

— Во время концертов я была в зале и видела, как зрители принимают коллектив. По наблюдениям могу сказать точно: высокий исполнительский уровень всегда вызывал соответствующую реакцию аудитории. Китайцы очень любят музыку, чувствуется их любовь, потребность и благоговейное отношение к этому искусству. Признаюсь, когда я увидела, что на одном из концертов большая часть зрителей — это школьники и студенты, подумала: «Концерт будет сорван. Как они будут слушать?». Но как только вышел оркестр, зазвучала музыка, мне кажется, в зале перестали даже дышать, — поделилась эмоциями Ирина Лапшина, директор Омской филармонии.

О публике Китая говорят, что она очень проницательна, внимательна и спокойна — зал встаёт с овациями только по особым случаям. Выступление оркестра из Сибири попало именно в эту категорию. В среднем во время тура музыканты выходили на бис по три раза.

Дмитрий Васильев известен своей тягой к экспериментам, в том числе и интерактивами с залом. Для восточной публики они оказались диковинкой.

— Зал был в шоке, когда дирижёр повернулся к ним лицом и стал вместе с ними репетировать, как они будут вместе с оркестром делать «ку-ку» во время известного произведения Штрауса, — вспоминает Ирина Лапшина.

Особенностью китайских гастролей стало время начала концертов. Никогда старт программы не был назначен на наше традиционное 19:00. Дело в том, что в этой стране люди очень серьёзно относятся к своему здоровью и предпочитают жить по очень чёткому распорядку дня: 8:30 — завтрак, в 12:30 — обед, с 13:00 до 14:00 — дневной сон. В Китае ложатся отдыхать даже на работе. Чтобы каждый человек смог «перезагрузиться», в организациях на это время специально отключают шумные электроприборы и разбирают раскладушки.

В 18:30 — ужин. После работы забежать перед концертом в буфет для китайцев — не вариант. Обстоятельный спокойный ужин — и человек готов идти получать удовольствие от классической музыки. Поэтому начало всех программ было назначено на 19:30, 19:45 и 20:00.

— Китайцы были очень сдержанными в первом отделении, но их настроение было абсолютно другим во время второй половины концерта. Аплодисментов хватало только на то, чтобы зайти за кулисы. Конечно, мы были на нервах, и каждый раз думалось, что мы делаем что-то не то, что-то недорабатываем. Но к концу программы публика разогревалась и начинала ощущать себя, как на рок-концерте, — отметил художественный руководитель Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев.

Главный дирижёр коллектива к гастролям начал готовиться ещё летом — решил учить китайский язык. Базу освоил так, что во время тура в бытовых моментах с лёгкостью смог находить общий язык с местными. По крайней мере, без хорошего чая в кафе точно не остался.

В том, что китайцы очень чтят свои корни и национальную культуру, наши музыканты ещё раз убедились, обратив внимание на телевидение. По местным каналам часто транслируются не сериалы, а китайские оперы. Рассказали они и то, что в ресторанах можно встретить официантов не с классическим нюдовым макияжем, а с театральным гримом, который копирует образы из тех самых опер.

Концертные залы страны музыканты сравнили с аэрокосмическими комплексами. Кстати, температура воздуха, по их словам, там тоже сравнима с космической. Система вентиляции в Китае работает очень активно, поэтому верхнюю одежду у публики при входе в зал снимать не принято. Наряжаться тоже. Однако лёгкий мороз на точность, блеск и скорость всех пассажей, конечно, не повлиял. Но у омских музыкантов появилась идея: в следующий раз на гастроли приехать с новыми костюмами — шубами и валенками с сибирской вышивкой.

Что касается организации тура встречающей стороной, то здесь руководители оркестра отмечают внимательный подход: быстрое реагирование на все просьбы и оперативное решение любых вопросов.

— Такое человечное отношение не могло не радовать. Знаете, я, кажется, понял, в чём секрет такого горячего приёма и почему к нам подходили организаторы и говорили, что наши концерты были лучшими за год. Да, в Китае выступает очень много заграничных коллективов, но все они сборные — музыканты объединяются ради одной-двух программ. Конечно, на таком фоне очень чувствуется оркестр, который является единым организмом, — замечает Валерий Перминов, директор Омского академического симфонического оркестра.

Национальная традиция круглого стола и 20 дней путешествия позволили музыкантам ещё лучше обострить «чувство локтя». Поделились они и ещё одним наблюдением — культ музыкального искусства в Китае подкрепляется ещё и тем, что «из утюгов» тут чаще звучит не попса, а классика — фортепианная музыка. Там люди убеждены: ничто так не влияет на душу и развитие человека как личности, как музыка. По этой же причине в каждой семье стараются обучить ребёнка игре на музыкальном инструменте.

2024 и 2025-й названы годами дружбы Китая и России. В планах Омской филармонии и китайских продюсеров — налаживание партнёрских отношений и, конечно, их развитие. Ведь именно культура и, в частности, музыка стирают любые границы и позволяют нам услышать и лучше понять друг друга.

Виктория Абзамилова

Источник: https://omskzdes.ru

Фото из открытых источников

В России

Все новости