К 120-летию Евгения Александровича Мравинского (1903 – 1988)
15 декабря в 16.00 в Шереметевском дворце – Музее музыки (наб. Фонтанки, 34)
откроется выставка, посвященная 120-летию выдающегося музыканта, легендарного
ленинградского дирижера ХХ века Евгения Александровича Мравинского. Для посетителей
выставка начнет работу с 16 декабря.
С 1938 года в течение полувека он возглавлял один из лучших коллективов страны и мира
– симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Как музыкант Мравинский пользовался
неизменным авторитетом и уважением у сильных мира сего, имел негласный титул первого
дирижера страны. Выходец из дворянской семьи, он получил блестящее образование, знал
несколько иностранных языков. Сегодня кажется чудом, что, начав свою карьеру в страшные
сталинские годы, он избежал репрессий и достиг профессионального признания. В памяти
любителей музыки живет его образ с кинопленки и фотографий: за дирижерским пультом —
высокий, сухощавый человек во фраке, статный, прямой как струна, с суровым выражением
лица. Он всегда казался «застегнутым на все пуговицы», жестким, властным, требовательным —
ярким представителем своей эпохи. Но что скрывалось за этим холодным и неприступным, как
скала, обликом знаменитого дирижера?
Несколько лет назад его вдова А. М. Вавилина передала в музей часть архива своего мужа,
в том числе ценнейшие дневниковые записи, письма, заметки, которые открывают нам иного
Евгения Мравинского, «без фрака», незнакомого и непривычного. В этих материалах возникает
образ человека, глубоко ранимого, трагически одинокого, пережившего немало тяжелых личных
потрясений, чуть сентиментального, влюбленного в природу и музыку, сочинявшего стихи и
прозу. Создатели выставки попытались проникнуть во внутренний мир этого человека, пройти по
лабиринтам его судьбы и рассказать о нем не только как о величайшем представителе советской
академической музыки – хотя эта часть его творческой биографии безусловно важна, но и как об
интереснейшей, неразгаданной личности огромного масштаба.
Выставка расположена в двух пространствах. В просторном мраморном Оружейном зале,
напоминающем Большой зал филармонии, представлены портреты, документы, фотографии, а
также видеоматериалы с фрагментами концертов и репетиций, интервью с Мравинским — его
высказывания о профессии дирижера и исполняемой им музыке. Перед тем как войти в зал,
посетители пройдут часть экспозиции, символизирующую пространство личной жизни
дирижера. Это безграничный мир природы, наполнявший душу энергией жизни, пространство
его любви, горьких утрат, размышлений о Боге. Особенное значение здесь имеют материалы из
личного архива Мравинского, спасенные после пожара в их исторической квартире на
Петровской набережной сотрудниками музея и учениками профессора А. М. Вавилиной.
В центре выставочного пространства представлены раритеты: избранные партитуры из
его архива с многочисленными дирижерскими пометами. Любимые авторы Мравинского —
Шостакович, Чайковский, Бетховен, Брамс, Брукнер, Прокофьев, Вагнер, Стравинский…
Музыканту были созвучны трагические коллизии вечных тем: жизни и смерти, любви и
мучительных душевных поисков. Эти глубоко личные для каждого человека темы Мравинский
выражал в музыке с такой философской глубиной и высотой, что слушатели его концертов
неизменно попадали под власть его искусства, отвечая мастеру-дирижеру преданной любовью.
Руководитель и куратор проекта — Роза Садыхова
Научный консультант — Надим Айдаров
Научная группа: Ольга Великанова, Елена Грумад, Мария Борисенкова, Ирина Зартайская
По материалам организаторов
откроется выставка, посвященная 120-летию выдающегося музыканта, легендарного
ленинградского дирижера ХХ века Евгения Александровича Мравинского. Для посетителей
выставка начнет работу с 16 декабря.
С 1938 года в течение полувека он возглавлял один из лучших коллективов страны и мира
– симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Как музыкант Мравинский пользовался
неизменным авторитетом и уважением у сильных мира сего, имел негласный титул первого
дирижера страны. Выходец из дворянской семьи, он получил блестящее образование, знал
несколько иностранных языков. Сегодня кажется чудом, что, начав свою карьеру в страшные
сталинские годы, он избежал репрессий и достиг профессионального признания. В памяти
любителей музыки живет его образ с кинопленки и фотографий: за дирижерским пультом —
высокий, сухощавый человек во фраке, статный, прямой как струна, с суровым выражением
лица. Он всегда казался «застегнутым на все пуговицы», жестким, властным, требовательным —
ярким представителем своей эпохи. Но что скрывалось за этим холодным и неприступным, как
скала, обликом знаменитого дирижера?
Несколько лет назад его вдова А. М. Вавилина передала в музей часть архива своего мужа,
в том числе ценнейшие дневниковые записи, письма, заметки, которые открывают нам иного
Евгения Мравинского, «без фрака», незнакомого и непривычного. В этих материалах возникает
образ человека, глубоко ранимого, трагически одинокого, пережившего немало тяжелых личных
потрясений, чуть сентиментального, влюбленного в природу и музыку, сочинявшего стихи и
прозу. Создатели выставки попытались проникнуть во внутренний мир этого человека, пройти по
лабиринтам его судьбы и рассказать о нем не только как о величайшем представителе советской
академической музыки – хотя эта часть его творческой биографии безусловно важна, но и как об
интереснейшей, неразгаданной личности огромного масштаба.
Выставка расположена в двух пространствах. В просторном мраморном Оружейном зале,
напоминающем Большой зал филармонии, представлены портреты, документы, фотографии, а
также видеоматериалы с фрагментами концертов и репетиций, интервью с Мравинским — его
высказывания о профессии дирижера и исполняемой им музыке. Перед тем как войти в зал,
посетители пройдут часть экспозиции, символизирующую пространство личной жизни
дирижера. Это безграничный мир природы, наполнявший душу энергией жизни, пространство
его любви, горьких утрат, размышлений о Боге. Особенное значение здесь имеют материалы из
личного архива Мравинского, спасенные после пожара в их исторической квартире на
Петровской набережной сотрудниками музея и учениками профессора А. М. Вавилиной.
В центре выставочного пространства представлены раритеты: избранные партитуры из
его архива с многочисленными дирижерскими пометами. Любимые авторы Мравинского —
Шостакович, Чайковский, Бетховен, Брамс, Брукнер, Прокофьев, Вагнер, Стравинский…
Музыканту были созвучны трагические коллизии вечных тем: жизни и смерти, любви и
мучительных душевных поисков. Эти глубоко личные для каждого человека темы Мравинский
выражал в музыке с такой философской глубиной и высотой, что слушатели его концертов
неизменно попадали под власть его искусства, отвечая мастеру-дирижеру преданной любовью.
Руководитель и куратор проекта — Роза Садыхова
Научный консультант — Надим Айдаров
Научная группа: Ольга Великанова, Елена Грумад, Мария Борисенкова, Ирина Зартайская
По материалам организаторов