10 декабря, 19:00 МГАСО в Зарядье. Дирижер – Заслуженный артист РФ, дирижер ГАБТ Антон Гришанин.
Цикл концертов «МГАСО в Зарядье» продолжается, открывая любителям музыки новые грани симфонизма. В отличие от предыдущих программ этого сезона, 10 декабря слушатели погрузятся в музыку XX века, с Пятой авеню перенесутся на Елисейские поля, а затем вернутся на Манхэттен.
Морис Равель– один из самых известных представителей музыкального импрессионизма – течения, которое улавливает тончайшие оттенки чувств, мыслей, нюансы изображения картин природы. На создание шедевров Равеля вдохновляли античные мифы, детские сказки, фольклорные танцы. В его поздней музыке появляются элементы джаза.
Сценарий балета«Дафнис и Хлоя»заимствован из одноименного романа Лонга, популярного в Эпоху Возрождения и полного идиллических образов. Равель получил заказ на музыку для балета от знаменитого антрепренера Сергея Дягилева, чьи «Русские сезоны» поразили парижан своей сценической эстетикой.
Равель работал над сочинением в сельской местности в мае, и сумел передать в звучании красоту оживающей природы. Балет «Дафнис и Хлоя» в постановке Михаила Фокина оказался наиболее совершенным и поэтичным из произведений, поставленных труппой Дягилева, и после премьеры в 1912 г. пользовался оглушительным успехом. Позднее музыка была переработана Равелем в две оркестровых сюиты и стала одним из наиболее исполняемых произведений композитора на концертной сцене. Сам Равель писал о «Дафнисе и Хлое»:«В этом сочинении я задумал создать большую музыкальную фреску, в которой не столько стремился воскресить подлинную античность, сколько запечатлеть Элладу моей мечты, близкую тому представлению о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца 18 в.».
Джордж Гершвин говорил, что у него в голове больше мелодий, чем он может записать за 100
лет. Всю жизнь композитор мечтал о том, чтобы его музыку признали бы именно американской, и мелодии Гершвина действительно стали музыкальным олицетворением США. Идея «Рапсодии в стиле блюз» была предложена Гершвину дирижером Полом Уайтменом. Жанр «Рапсодии» впервые вошел в музыку в 19 в. благодаря Ференцу Листу. Гершвин
переработал композиционные приемы жанра, сложившиеся за несколько десятилетий, и написал»Рапсодию в стиле блюз»- экспериментальную концертную пьесу в стиле симфоджаз. Композитор предпринял попытку соединить разработку тематизма джазового типа ля солиста-пианиста и симфонического оркестра. Сочинение совпало с расцветом регтайма и диксиленда, чьи отзвуки можно услышать в «Рапсодии». На премьере в 1924 г. «Рапсодию» исполнил сам автор. В Зале Зарядье вы услышите «Рапсодию» в исполнении Алексея Мельникова.
Пьеса«Американец в Париже»написана под влиянием джаза и впечатлений от путешествия во Францию. Гершвина вдохновляло творчество Мориса Равеля, он мечтал учиться у него композиции. Однако, когда молодой джазмен и маститый импрессионист встретились, Равель прослушал работы Гершвина в исполнении автора и отказался учить Гершвина.«Зачем быть второсортным Равелем, если можно быть первоклассным Гершвином?»– спросил Гершвина
Равель.
Отголоски бурного Парижа 1920-х слышны в каждой фразе «Американца». Многие критики были шокированы новым музыкальным языком Гершвина, на что Джордж отвечал:»Это не симфония Бетховена, знаете ли … Это юмористическая пьеса, в ней нет ничего торжественного. Она не предназначена для слез».
Симфоджаз получил дальнейшее развитие в период после Второй мировой войны в творчестве композитора, пианиста, дирижера и популяризатора академической музыки Леонарда Бернстайна. Мюзикл«Вестсайдская история»стал одной из легенд Бродвея и выдержал огромное количество постановок. Спустя несколько лет после премьеры, Бернстайн
подготовил сюиту оркестровой музыки из шоу, назвав ее«Симфонические танцы из «Вестсадской истории». В сюиту вошли танцевальные номера мюзикла от пролога до финала.
Премьера сюиты прошла с огромным успехом в Карнеги-холле в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Лукаса Фосса. С тех пор «Симфонические танцы» Бернстайна постоянно исполняют на сценах ведущих концертных залов мира.
МГАСО приглашает вас в удивительное путешествие от импрессионизма к симфоджазу, которое бесспорно согреет ваши сердца в промозглый декабрьский день.
По материалам организаторов