Евгения Кривицкая об органе Большого театра

Большой театр отметит десятилетие своего органа двумя гала-концертами на Исторической сцене. В программе примут участие известные музыканты из разных стран, а еще хор и солисты балета. Об особенностях инструмента-юбиляра и программе грядущих празднований рассказала куратор органных гала, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая.

Не каждый инструмент удостаивается чести, чтобы его юбилей отмечали, и уж тем более двумя концертами. В чем особенности органа Большого театра?

— Это уникальный инструмент. Обычно об органах говорят «самый большой» и перечисляют количество регистров. Уникальность этого инструмента в другом. Он помещен в театральное пространство, зрители не видят привычного фасада с трубами и могут даже не догадываться, что на Исторической сцене существует такой инструмент. Вся его «начинка» — трубы, механика — спрятана в специальной органной галерее, которая была построена в процессе последнего ремонта в Большом театре. Галерея находится в колосниках сцены, оттуда идет звук в зал. Кафедра органа обычно стоит в яме, и во время спектаклей, когда должен звучать этот инструмент (например, в «Тоске», «Жанне д’Арк», «Садко»), органист играет либо из ямы, либо из органной галереи, глядя в монитор на дирижера.

Во время концертов кафедра поднимается на сцену, инструмент становится виден зрителям. Такие концерты проходят, как маленький спектакль. Всегда есть видеопроекция, в которую вкрапляются изображение органных труб и видео, связанное с исполняемой музыкой. Орган звучит не только сольно, но и в ансамблях с представителями различных видов искусств. Это и вокалисты, и инструменты: скрипка, виолончель, гобой, — а также балет, драматическая мелодекламация. Всё, что существует в мире разных искусствах собирается вокруг органа.

Как построили программу юбилейных концертов?

К 10-летию органа немецкой фирмы «Глаттер-Гёц» пройдут два концерта с разницей в один день. В Москву приедут органисты из разных городов и стран. Среди них Лука Гаделия, Даниэль Зарецкий, Хироко Иноуэ, Даниэль Сальвадор, Жан-Пьер Стайверс, Тимур Халлиулин.

Мы придумали полностью посвятить первый концерт западной музыке и европейской культуре, где орган был исторически укоренен. Прозвучит музыка Баха, Сен-Санса, будет исполнен знаменитый «Умирающий лебедь» с органом, виолончелью и замечательной балериной Екатериной Шипулиной, а ещё «Мелодия» Глюка под балет с очень красивой хореографией Мессерера.

Традиционно в органном концерте примет участие Камерный хор Московской консерватории, поставим номер «Аллилуйя» Генделя.

Второй концерт мы назвали «Русский дивертисмент». Здесь орган предстанет в контексте нашей отечественной культуры. Прозвучат переложения для этого инструмента известной музыки. Например, переложение Прелюдии до-диез минор Рахманинова, сделанное известным французским органистом Луи Вьерном. Мы взяли романсы Чайковского и Рахманинова, чтобы исполнить их под орган. Считаю, это звучит великолепно — открываются новые краски и смыслы.

Будут хор, скрипка-соло, монолог Евгения Онегина прочтет Петр Татарицкий под «Романс» Георгия Свиридова. То есть новые, свежие, необычные сочетания текста и музыки. Зрителям это будет интересно.

И главный показатель здесь, что билеты на оба концерта были распроданы еще за 1,5 месяца до даты. Такой формат концертов востребован, многие ждут, когда в афише Большого театра появится органный гала. Мы называем его «гала», поскольку это смотр разных видов искусств в их высшем проявлении.

Органные концерты в Большом театре устраивают не часто. Почему?

— Это действительно редкость. Как правило, такой концерт проходит один раз в сезон. Сейчас большая удача, что удастся провести два концерта подряд, поскольку здесь есть важный технический момент.

В афише Большого театра, разумеется, в приоритете спектакли. Мы вписываемся в свободные дни, когда есть возможность в плане декораций. Чтобы орган появился на сцене, нужно разобрать декорации, сделать специальное оформление для нас, организовать пространство под видеопроекцию. С нами всегда работают режиссеры, в этот раз это Игорь Ушаков. Поэтому здесь мы зависим от афиши Большого театра.

Я очень благодарна Владимиру Георгиевичу Урину, который всегда поддерживает этот проект и находит возможность, чтобы органисты выходили на Историческую сцену, тем самым поддерживая нашу профессию и ставя нас вровень с певцами и пианистами. На мой взгляд, это очень важно.

Беседовала Наталия Сергеева

Источник: Радио классической музыки «Орфей»

Фото: filarmonia.onlineclassicalmusicnews.ru

большой театр россииЕвгения Кривицкаямосковская консерваторияорган+

В России

Все новости