Памяти Гуго Вольфа

120 лет со дня смерти австрийского композитора, сочинения которого ознаменовали высшую фазу развития немецкой романтической песни (Lied).

Гуго Филипп Якоб Вольф родился 13 марта 1860 в Виндишграце в Южной Штирии (ныне Словеньградец, Словения). Рано проявил музыкальные способности и первые уроки брал у отца, владельца кожевенной фабрики и одаренного музыканта-любителя. Хьюго Вольф учился в школе-интернате аббатства Сен-Поль дю Лаванталь, затем в Венской консерватории (фортепиано с Вильгельмом Шеннером, гармония и композиция с Робертом Фуксом, затем Францем Кренном) между 1875 и 1877 годами, когда его исключили за недисциплинированность. Именно в консерватории, где он учился одновременно с Густавом Малером и Гансом Роттом, он открыл для себя музыку Рихарда Вагнера, которая стала для него главным открытием и привела к встрече с композитором.

В 1878 и 1879 годах Вольф жил в той же квартире, что и Густав Малер, и Рудольф Кржижановский, все трое — ученики Брукнера по классу органа. Альма Малер свидетельствует, что  «все трое были очень бедны и, как музыканты, очень чувствительны к шуму; если у одного была работа, другим приходилось бродить по улицам».
Зарабатывая на жизнь, давал уроки фортепиано и в 1884–1887 был музыкальным обозревателем газеты «Винер залонблатт».

Кроме оперы Коррехидор (Der Corregidor, 1895, премьера в Маннгейме в 1896), Вольф начиная с 1888 сочинял почти исключительно песни, в его наследии их около 250. Развивая традиции Шуберта и Шумана, Вольф объединял песни в циклы. Среди наиболее значительных циклов: Стихотворения Эйхендорфа (Gedichte von Eichendorff; 20 песен, 1880–1888), Стихотворения Эдуарда Мёрике (Gedichte von Eduard Mörike; 53 песни, 1888), Стихотворения Гёте (Gedichte von Goethe; 51 песня, 1888–1890), Испанская книга песен (Spanisches Liederbuch; 44 песни; 1889–1890) и Итальянская книга песен (Italienisches Liederbuch; первая часть, 22 песни, 1890–1891; вторая часть, 24 песни, 1896).

Вольф тщательно выбирал тексты для своих песен и хоров; для его песен характерно тонкое воспроизведение атмосферы избранного стихотворения – нежной любовной лирики, юмора, сатиры, гротеска, драматического реализма. Мелодическая линия вокальной партии точно следует за метрикой стиха и органично взаимодействует с развитой и гармонически насыщенной фортепианной партией.

С 1887 года он полностью посвятил себя исследованиям и композиции, чередуя фазы интенсивного творчества и периоды полной депрессии. 
В 1888 году его пребывание на вилле Перхтольдсдорф недалеко от Вены оказалось особенно плодотворным, поскольку там он написал более половины своих работ.

Его симфоническая поэма  «Пентесилея » не имела того успеха, на который он надеялся. Пентесилея (Penthesilea, 1883–1885) по драме Г.фон Клейста построена по образцу программных поэм Листа.

В камерных жанрах Вольф создал струнный квартет ре минор (1878–1884, с эпиграфом из гётевского Фауста: «Entbehren sollst du, sollst entbehren» – «Смиряй себя! – вот мудрость прописная»), интермеццо ми-бемоль мажор (1886) и серенаду соль мажор (1887), которая в 1892 была переложена им для малого оркестра. Среди хоровых сочинений Вольфа – Ночь на Рождество (Christnacht, 1886–1889), Песнь эльфов (Elfenlied, 1889–1891), Огненный всадник (Der Feuerreiter, 1892) и Шесть духовных песен (1881).

В 1897 Вольф сочинил цикл Три стихотворения Микеланджело (Drei Gedichte von Michelangelo) и начал работать над оперой Мануэль Венегас (Manuel Venegas). Она осталась незаконченной: у композитора появились симптомы душевного заболевания, и в сентябре 1897 он был помещен в лечебницу. В феврале 1898 наступило временное облегчение, и Вольф отправился в Италию, однако после попытки самоубийства в октябре он, по его собственной просьбе, был помещен в лечебницу в Вене, где и скончался от прогрессирующего паралича 22 февраля 1903.

Источник: Энциклопедия Кругосвет

Hugo WolfLiedавстрийский композиторавстриягуго вольф

В России

Все новости