Конференция состоится 20-21 апреля 2023 в Санкт-Петербурге.
Заявки принимаются до 28 февраля.
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова проведет международную научную конференцию «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика», посвященную 210-летию со дня рождения композитора Рихарда Вагнера (1813-1883).
Конференция носит междисциплинарный характер: к участию приглашаются искусствоведы, музыковеды, филологи, философы, культурологи, историки, музыканты и художники, специалисты в области фотографии и кино, преподаватели и аспиранты.
Формы участия:
- очное участие в работе конференции с докладом;
- онлайн участие в работе конференции с докладом;
- участие в качестве слушателя.
Основные направления работы конференции:
- Романтичесая эстетическая концепция синтеза искусств и идея «Gesamtkunstwerk» Рихарда Вагнера
– «Тотальное произведение искусства» Рихарда Вагнера и его актуальность в настоящее время.
– Мифопоэтическая модель мира в музыкальных драмах Вагнера: космогоническое единство бытия и вневременная картина мироздания.
– Феномен мифологического времени в музыкальных драмах Вагнера.
– Модель эсхатологического мифа – «спасения через гибель» или возвращения к мифологическому Хаосу как первоначалу Бытия в музыкальных драмах Рихарда Вагнера.
– Эстетика «Gesamtkunstwerk» и ее проявление в таких произведениях, как «Книга» С. Малларме, «Счастливая рука» А. Шёнберга, «Модулятор пространства и света» Л. Мохой-Надя, жестокий театр А. Арто, «4’33’’» Д. Кейджа, «Свет» К. Штокхаузена и других.
– «Слухозрительная полифония» Скрябина как принцип синестезии и синтеза искусств.
– Поиски Кандинского в направлении создания нового синтетического искусства.
– Роль категории света в синтезе искусств: от средневекового «храмового действа» до мультимедийных форм в ХХI веке.
– Проблема синтеза искусств в эпоху романтизма и эпоху символизма.
– Концепция «панмузыкальности» Серебряного века и ее значимость в контексте современности.
- Междисциплинарные исследования проблемы синтеза искусств (философия, филология, искусствоведение)
– Проблема синтеза искусств в истории мировой художественной культуры.
– Полилог и синтез искусств: от античного синкретизма до виртуальной реальности.
– Теоретические основы синтеза искусств.
– Воображение как активная деятельность сознания и исток художественного творчества.
– Становление и развитие сибирской школы музыкальной синестетики (Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки).
– Вклад Б. М. Галеева – основателя НИИ Экспериментальной Эстетики «Прометей» (Казань) в изучение синестезии и синтеза искусств.
– Прогностические тенденции развития современного искусства.
- Современные исследования синестезии и синтеза искусств
– Проблемы синестезии и синтеза искусств в эстетике, музыкальном и изобразительном искусстве, литературе, театре, кино, архитектуре, дизайне и других видах искусства.
– Светомузыка в творчестве современных композиторов.
– Исследования в области нового синтетического и виртуального искусства.
– Эстетическая и психологическая проблема становления новой чувственности: домодальное и межмодальное восприятие, метафорическое мышление.
- Эстетика и феноменология: грани сопряжения
– Феноменологические подходы к исследованию эстетического сознания.
– Эстетическое восприятие и эстетический опыт: феноменологические аспекты.
– Феноменологическая эстетика и современные арт-практики.
– Феноменологические подходы к исследованию воображения и фантазии.
- Исследования феноменов синестезии и синтеза искусств в психологии, эстетическом образовании и музыкальной педагогике
– Cинестетические особенности музыкального восприятия как психологическая и научно-педагогическая проблематика.
– Применение синестетических методологий в музыкальной педагогике.
– Новые тенденции и перспективы в эстетическом образовании.
По итогам работы планируется публикация материалов конференции в издании, входящем в базу РИНЦ.