Хадишат Ахциева-первая ингушская певица

Ислам Ахциев

Первая профессиональная исполнительница народных песен в академической манере

Ингушская песня – это живой свидетель истории глубокой древности, «седой долгожитель», мудро повествующий об идеалах этических и эстетических воззрений ингушей прошлого. Песенный фольклор народа отражает не только богатство духовного мира, но и особенности уклада жизни, быта, социального порядка, культурных традиций.

Каждый исполнитель, обращавшийся к народной песне, украшал ее своей индивидуальностью и личным осмыслением. Музыкально-поэтическое наследие стало основой творчества и первой профессиональной ингушской певицы Хадишат Ахциевой*, ставшей ярчайшим воплощением народной песни на сцене.

Для вокальной традиции ингушей исконно характерно открытое звучание, поскольку сам ингушский язык богат многочисленными гортанными (горловыми) звуками (например, песни А. Хамхоева, И. Цицкиева, Р. Евлоевой). Своеобразие фольклорной песенной архаики проявляется в тесной артикуляционной близости к речи, а потому народные песни больше отличаются речитативностью, нежели чем музыкальной напевностью.

Творчество Хадишат Ахциевой, вобрав в себя опыт итальянской вокальной школы бельканто и национального фольклора,  привнесло в народную песню новую мелодико-поэтическую интерпретацию, основанную на благородстве музыкального вкуса и высокой культуре исполнения.

В музыкальном смысле Ахциева отошла от фольклорной традиции пения, но при этом сохранила дух подлинной народности. Ее вокальный стиль – академическое ингушское народное пение.

Академическое мастерство певицы преисполнено вокальной энергичностью, эмоциональной выразительностью, завораживающим магнетизмом и интеллигентностью поведения на сцене.

Природа щедро одарила Хадишат неповторимым голосом, яркоокрашенным как лирическими, так и драматическими красками. Ее подвижный вокал позволяет пропевать тончайшие мелодические задумки в произведении.

В культурной традиции и народном менталитете ингушей недопустимо открыто проявлять эмоции.  Песня (особенно лирическая) служила поэтическим средством выражения  волнующих чувств и красочности, переживаемых героями эмоций.

Например, народная песня «Ца воаг1аш ма Iелахь», исполняемая Х. Ахциевой. Произведение строится на символического образе долгого и непростого пути между возлюбленными. В своем обращении девушка говорит, что воссоединится с луной, чтобы ночь была светла; воссоединится с солнцем, чтобы день стал яснее; будет держать над головой белые шелка, чтобы спасти от дождя; превратит дорогу в золото, чтобы уберечь от грязи.

Другое произведение из репертуара  «Мехка илли» (сл. А. Хашагульгова, муз. Е. Мальсаговой) – ярчайшее проявление глубокого драматического потенциала певицы. Трагическое содержание произведения проявляется в экспрессивной  динамике исполнения и ювелирной фразировке. Высокоэмоциональный накал в голосе создает проникновенный художественный образ, полный переживаний и самовыражения.

Несмотря на то, что народные песни не предполагают большого голосового диапазона и замысловатой динамики вокального сюжета, Хадишат Ахциева каждое произведение преподносит как полноценный моноспектакль, тонко передавая  душевный потенциал и характер произведения.

В ее голосе богатейшая гамма красок и оттенков. Все регистры звучат абсолютно ровно «кругло» и свободно. В нём органично соединяются необыкновенно звонкий грудной средний регистр, полнозвучные открытые низы, сверкающие верха. Вокал Хадишат пленяет изяществом певческой выразительности. Все это открыло перед Ахциевой огромные репертуарные возможности. Ей одинаково мастерски удаются оперные арии, старинные романсы, народные песни, эстрадные хиты.

Она никогда не старалась просто порадовать слушателя голосом. Хадишат собирала репертуар, делая акцент на произведениях глубоких по смыслу, содержательных, вызывавших накал эмоций и раскрывавших душу ингушского народа.

Ахциева – певица редкой музыкальной одаренности. Образно-эмоциональная сущность музыкальной интонации раскрывается в её пении с предельной выразительностью и яркостью. Музыка для Хадишат – способ выражения невысказанных чувств. Вся искренность, нежность, пылкость души отражаются в ее волшебном голосе. «Мне было о чем петь. Я пережила достаточно в своей жизни» — признавалась прима.

Сценический образ Хадишат Ахциевой – горянка в национальном костюме с неизменным спокойствием, плавностью движений и величавой грацией. Каждый ее выход на сцену отмечен исключительной искренностью, возвышенностью, простотой и глубиной чувства. Она покоряет безудержным наплывом эмоций и в то же время безыскусственностью поведения на сцене.

В ее песнях много переживаний, но само чувство в них проявляется с полнотой и жизненной силой,  благородно и просто, что они не производят на слушателя угнетающего впечатления, а, напротив, вызывают у него ощущение душевной гармонии, ласкающего спокойствия, что невольно верится в счастливое разрешение самых драматичных коллизий.

Она поистине стала символом национальной культуры, который близок по духу каждому поколению, а ее песенное творчество является культурным «маяком», освещающим путь новым исполнителям.

*Ахциева Хадишат Джабраиловна – советская, российская и ингушская певица (лирико-драматическое сопрано), лауреат премии Министерства культуры Ингушетии «Золотая лань» (1997 г.), народная артистка Республики Ингушетия (2007 г.).

ингушетияингушиингушская музыкаХадишат Ахциева

В России

Все новости