«Млечный путь» для гуциня

Концерт классической китайской музыки, написанной для гуциня, пройдёт 8 января в Первой московской галерее восточной живописи. В исполнении трёх музыкантов, учеников профессора Тяньцзиньской консерватории Ли Фэнъюнь — Нины Старостиной, Ван Донмэй и Дениса Снятковского — прозвучит сочинение «Млечный путь» (银河).

На вечере исполнят средневековые и современные пьесы, некоторые из них будут сопровождаться пением. Зрители услышат рассказ о гуцине — древнем инструменте, игру на котором жители Поднебесной считают одной из глубочайших духовных практик.

Концерт состоится в рамках новогодней выставки «Кроличья нора в 1000 ли», посвященной символу наступающего года по восточному календарю — Черному Водяному Кролику.

На выставке представлены каллиграфия, гравюра, живопись на шелке и бумаге сюан авторства китайской художницы Ван Донмэй, а также традиционные каменные печати Чжуанькэ и миниатюрные скульптуры в исполнении российского мастера Никиты Струкова, одного из немногих европейцев, кому удалось войти в список «100 лучших резчиков хэдиао (резьба по плодовым косточкам) Китая».

Объединенные общей концепцией экспонаты выставки многогранно раскрывают тему значения символов в китайской культуре, предлагают возможность погрузиться в мир глубокой философии образов, пришедших из литературы и фольклора древнего Китая.

История появления

Считается, что такой инструмент, как гуцинь, появился на заре формирования китайской цивилизации. Есть мнение, что в Китае играли на этом инструменте еще 5 тыс. лет назад. С историей его изобретения связано немало мифов и легенд. Согласно одной из них к созданию инструмента был причастен Желтый император Хуан-Ди. Играть на нем в совершенстве умел сам Конфуций, живший в 551-479 гг. до н.э. Гуцинь был изысканным музыкальным инструментом. Вплоть до окончания правления династии Цинь в 221-206 гг. до н.э. он был доступен только для людей из высших слоев общества, но в дальнейшем он стал широко использоваться и в народе.

Сохранилось не много письменных упоминаний об этом инструменте. Некоторые сведенья о нем передавались в устной форме. Согласно легенде изначально инструмент имел всего 5 струн, которые символизировали 5 главных природных элементов, в т.ч:

  • дерево;
  • огонь;
  • металл;
  • землю;
  • воду.

Еще одну струну добавил Вань-ван в эпоху династии Чжоу в знак скорби о погибшем сыне. Последняя струна была добавлена наследником У Ван, желавший мотивировать войска для участия в битве при Шанге. На протяжении многих столетий музыкальный инструмент постоянно совершенствовался. Старинный цинь имел струны из шелка. Однако его звучание было слишком тихим. В дальнейшем их делали из латуни, а затем и из стали.

В китайской культуре полагали, что человек может считаться образованным, только если он обучен игре на гуцине, каллиграфии, игре в Го и искусству живописи. Китайские мудрецы указывали, что музыка помогает узнать душу и сосредоточение на красивой мелодии, напоминает медитацию, способную помочь людям познать разные духовные сферы и совершенствоваться. Из поколения в поколение игра на гуцини постоянно совершенствовалась.

https://musicalment.ru/

Источник: https://orpheusradio.ru/

гуцынькитайская музыка

В России

Все новости