«Сыгый Кырынаастыыр» на главной оперной сцене Якутии

6 декабря зрители Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д.К. Сивцева – С. Омоллоона стали участниками уникального культурного события. Впервые в музыкальной истории республики, – в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 100-летию образования Якутской АССР, – две первые национальные оперы Марка Жиркова и Генриха Литинского были исполнены в один день, в Москве и Якутске. В этой статье мы ближе познакомимся с оперой «Сыгый Кырынаастыыр», поставленной в Якутске.

В этом году культурная общественность республики отмечает еще одну важную дату – 130-летие основоположника якутского профессионального музыкального искусства и образования Марка Жиркова. Имя Марка Николаевича связано с самым авторитетным музыкальным учебным заведением России – Московской государственной консерваторией им. П.И. Чайковского, где он обучался на историко-теоретическом факультете. Благодаря систематической, подвижнической работе Жиркова с московскими композиторами в трудные военные годы республика получила первые произведения на якутскую тематику. Так, поистине плодотворным стало сотрудничество композитора с профессором Московской консерватории Генрихом Ильичом Литинским, творческий тандем с которым привел к написанию первых якутских опер «Ньургун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр», а так же балетов «Полевой цветок» и «Алый платочек».

Почему именно две оперы были задуманы Марком Жирковым? В 30-е годы прошлого столетия создатель одного из первых сборников якутских народных песен Федор Корнилов ввел в научный обиход термин «дьиэрэтии ырыа»  (протяжное пение с зачином «дьэ-буо»). В таком стиле исполняются торжественные тойуки и алгысы-благопожелания. В 1940-е годы Марк Жирков, автор первой якутской научной монографии «Якутская народная музыка», вводит термин «дэгэрэн ырыа» (размеренное, подвижное пение). Таким образом, в музыкальном фольклоре народа саха были выделены два основных стиля традиционного пения. Соответственно, музыкальный язык оперы «Ньургун Боотур» основывается на интонациях протяжного стиля «дьиэрэтии ырыа», а «Сыгый Кырынаастыыр» – является первым оперным прочтением размеренного пения в стиле «дэгэрэн ырыа».

Обе оперы были написаны в 1947 году, т.е. в этом году им исполнилось ровно 75 лет.  Сюжет оперы «Ньургун Боотур» отражает события одноименного якутского эпоса олонхо: Верхний, Срединный и Нижний миры, небожители и абааhы, подвиги богатырей. «Ньургун Боотур» – первая якутская опера-олонхо. 6 декабря она была исполнена на прославленной сцене Большого театра России.

Сюжет «Сыгый Кырынаастыыр» основан на произведении талантливого якутского актера, сказителя Иоакима Дмитриевича Избекова-Уустаах. Здесь воплощены драматические коллизии эпохи феодального строя с ее межродовой враждой и социальным неравенством. Новосибирский музыковед Нина Ивановна Головнева отнесла оперу к героико-эпической ветви оперного искусства. Итак, авторами либретто явились Уустаах Избеков и известный якутский поэт Илья Дорофеевич Винокуров-Чагылган.

Драматическая судьба двух возлюбленных, – красавицы Сыгый, «прекрасной как горностай», и отважного воина Дэгэнэ Дугуя, – неоднократно привлекала постановщиков театральных действий. Первая постановка «Сыгый Кырынаастыыр» была осуществлена на русском языке 27 июня 1947 года в концертном исполнении солистов, хора и оркестра Якутского радио в дни празднования 25-летия Якутской АССР. Вторая постановка «Сыгый» состоялась десять лет спустя в исполнении актеров якутской драмы. В 1962 году спектакль «Сыгый Кырынаастыыр» был поставлен в Нюрбинском драматическом театре, а в 2011 году – в Саха театре. Однако, полноценной постановки на сцене музыкального театра вплоть до нынешнего года опера не имела.

Таким образом, только в 2022 году, в год 100-летия государственности республики, в год 130-летия Марка Жиркова, спустя 75 лет после ее создания, опера «Сыгый Кырынаастыыр» обрела сценическое воплощение.

10 апреля этого года, в день рождения композитора в его родном городе Вилюйске впервые была осуществлена уникальная постановка оперы  в новом открывшемся Дворце культуры им. М.Н. Жиркова, а через три дня, – 13 апреля, – опера впервые прозвучала на сцене Государственного театра оперы и балета РС(Я). Автором партитуры оперы является заслуженный деятель искусств РС(Я), член Союза композиторов России и РС(Я) Кирилл Афанасьевич Герасимов, восстановивший так же партитуру первого якутского балета «Полевой цветок» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского.

В чем же уникальность постановки оперы? «Сыгый Кырынаастыыр» можно назвать поистине «народной оперой», так как в ее постановке задействованы участники художественной самодеятельности Вилюйского района и единственный в республике профессиональный оркестр якутских народных инструментов Национального театра танца имени Сергея Афанасьевича Зверева – Кыыл Уола под управлением заслуженного работника культуры РФ, заслуженного деятеля искусств РС(Я) Николая Петрова. В Якутии это первый опыт постановки оперы силами музыкантов из народа. Фрагменты этого уникального спектакля были исполнены 27 апреля, – в день 100-летия республики, –  в Малом зале Московской консерватории.

Публика, пришедшая в театр 6 декабря, прониклась важностью момента. Все стали участниками важного исторического и культурного события. Якутск и Москва были связаны невидимыми «музыкальными нитями»… Зрители были очарованы красотой и мелодичностью вокальных партий в стиле дэгэрэн, сопереживали непростым событиям оперного сюжета, а в завершение поддержали бурными овациями мастерство артистов из народа. Вероятно, это и было мечтой Марка Николаевича Жиркова, которая осуществилась 75 лет спустя…

Ответственный секретарь Союза композиторов РС(Я) Чаянда Скрыбыкина

08.12.2022

Генрих Ильич Литинскиймарк жирковРеспублика Саха (Якутия)Сыгый Кырынаастыыртеатр оперы и балета Республики Саха Якутия им Сивцева-Суоруна ОмоллоонаЧаянда Скрыбыкина

В России

Все новости